В самом раннем детстве и в начальной школе дети уже встречались с
баснями И. А. Крылова, С. В. Михалкова и другими авторами произведений
этого жанра.
В 5 классе учащимся важно получить общую картину жизни
И. А. Крылова в Твери, в Петербурге. Например, школьникам полезно
узнать, что жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной, ему не
пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за
его занятиями. Итак, все-таки будущий писатель получил скудное
образование, но в нем жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о
прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли
необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из
самых образованных и просвещенных людей своего времени. Жизнь не
баловала его: девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось
идти в губернский магистрат переписывать бумаги, заботиться о матери и
брате. Его писательская деятельность началась с написания трагедий, но
они были раскритикованы. Крылов начинает писать комедии («Бешеная
семья», «Сочинитель в прихожей»), выпускает журнал («Почта духов»,
«Зритель»), появляются комедии «Модная лавка», «Урок дочкам». В 1806 г.
появились первые басни — «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста»,
«Старик и трое молодых». С тех пор его басни встречали с восторгом, а
слава Ивана Андреевича стала расти. Школьники услышат из уст учителя,
что такое басня, когда она появилась и какой стала в творчестве
Крылова. На первый план выдвинулся образ рассказчика, который повествует
об увиденном, он прикрывает моральную оценку, говоря лишь об общем
мнении («Уж сколько раз твердили миру...», «Мне хочется, невеждам не во
гнев, Весьма старинное напомнить мненье...», «У сильного всегда
бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим...»).
Баснописец откликается на важнейшие в истории страны события (например,
война 1812 г.). В 1838 г. Петербург торжественно отпраздновал 70-летие
И. А. Крылова и 50-летие его творческой деятельности.
На похоронах великого баснописца (по его завещанию) друзья и
знакомые получили экземпляры нового издания басен. В 1855 г.
скульптором Клодтом был воздвигнут памятник Крылову в Летнем саду в
Петербурге.
Рассказ учителя школьники могут закрепить чтением в классе и
дома статьи учебника, беседой по вопросам: где началась трудовая
деятельность И. А. Крылова и в связи с чем? Какие события
предшествовали этому? Как он получил образование? С написания каких
произведений началась его писательская деятельность? Что такое басня?
Когда она появилась? Какой она стала в творчестве И. А. Крылова? Какие
его басни вам известны? Какие из них вы могли бы прочитать наизусть?
Школьники составляют план своего рассказа в классе об
И. А. Крылове. Во многих школах наряду с устным повествованием
школьники составляли план и рассказ в письменном виде, например:
1. Родился И. А. Крылов в Москве в 1769 г.
2. Отставка отца, отъезд в Тверь.
3. Мать составляет план образования сына.
4. Смерть отца и служба в губернском магистрате.
5. Неудача первых пьес (трагедий).
6. Появление комедий («Бешеная семья» и др.). Известность.
7. Журналы, выпускаемые И. А. Крыловым («Почта духов», «Зритель» и др.).
8. 1806 г. Петербург. Первые басни («Дуб и Трость» и др.).
9. 200 басен И. А. Крылова. Успех, слава великого баснописца.
10. Празднование юбилея (70-летие жизненного пути и 50-летие творческой деятельности).
11. Смерть И. А. Крылова в 1844 г. и памятник Клодта баснописцу в Летнем саду.
Следующий этап работы на уроке — чтение учителем басни «Ворона и
Лисица». Беседа по вопросам: о чем басня? В каких словах сосредоточена
ее мораль? Кого осуждает басня?
Школьники под руководством педагога учатся читать басню выразительно.
Дома ребята готовят рассказ о Крылове и выразительное чтение
басни наизусть; разыскивают иллюстрации к басням, создают собственные.
Второй урок целиком посвящается осмыслению жанра басни,
рассказам о Крылове и выразительному чтению басен (индивидуальному и по
ролям). Далее школьники готовятся к уроку внеклассного чтения,
развития речи (выставка иллюстраций различных художников и рисунков
своих товарищей, инсценированное чтение басен, викторина на лучшее
знание крыловских басен, вечер или утренник «Басни И. А. Крылова»).
Басни «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» также внимательно
рассматриваются на уроке, готовится их выразительное чтение наизусть.
Многие учителя организуют на уроках по Крылову как бы зачетные
семинарские занятия, когда отдельные группы отчитываются о работе над
той или иной басней (выразительное чтение, инсценированное чтение,
анализ, комментированное чтение, рисунки, объяснение отдельных
выражений, понимание общей интонации басни, ее смысла). Первые
сообщения об Эзопе и Лафонтене также важны учащимся. |