Однажды Виктор Петрович Астафьев, подводя итоги своей работы
перед очередным юбилеем, начал сам себе задавать весьма непростые
вопросы, на которые отвечать приходится всей жизнью: «Честен ли ты
перед собой? Не оттирал ли от дороги локтями слабых? Все ли делал для
счастья других?» Приступая к детскому рассказу писателя «Васюткино
озеро», учитель должен в доступной пятиклассникам форме сообщить
ученикам, как бы предваряя предстоящее изучение рассказа,
характеристику предельно искреннего и правдивого писателя.
Этому предварительному знакомству будут способствовать и опережающие вопросы и задания:
Общие:
— Все самостоятельно заранее прочитайте рассказ «Васюткино озеро».
— Подумайте над смыслом заглавия рассказа. Только ли потому он так назван, что Вася нашел это озеро?
— Какое значение имеют картины природы в рассказе?
— Определите, какие качества Васютки помогли ему не погибнуть в тайге.
Групповые:
— Подготовьте с товарищами пересказ истории с глухарем. Зачем она введена писателем в рассказ?
— Подготовьте чтение по лицам эпизода встречи Васютки с
экипажем бота «Игарец» (разговоры со старшиной Колядой, вахтенного
матроса с дедом Афанасием).
Индивидуальные:
— Подготовьте сообщения о детстве писателя и начале его литературной деятельности.
— Подготовьте справку об автобиографических произведениях В. П. Астафьева.
Вступительное слово учителя об Астафьеве можно было бы
начать утверждением критика Ал. Михайлова: «...хочется сказать, что
он... много испытал и выстрадал, прежде чем попытался рассказать о
пережитом, о виденном».
Родился Виктор Петрович Астафьев в 1924 г. в
крестьянской семье, в сибирском селе Овсянка, на Енисее. Трудным было
сиротское детство и отрочество Астафьева. Множество профессий он
переменил: слесарь, грузчик, литейщик, сторож, журналист. Три года был
на фронте, где получил тяжелое ранение.
Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминания о
детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении
его характера. Они дороги Астафьеву потому, что в детские годы в
трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.
Будущий писатель жил в единении с природой и
деревенским бытом. Природа в произведениях писателя оживает, выступает
как мера гармонии, становится активным участником повествования.
Природа и человек, человек и природа — эта тема многих произведений
Астафьева. Он писал: «Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте
ее, неистощимому терпению и доброте... Рано потерявший мать — она
утонула в Енисее весной 1932 г., я, естественно, тянулся ко второй моей и
неизменной матери — земле. И жизнь предоставляла мне постоянную
возможность быть на природе и с природой».
Мальчик рыбачил, и озеро принимало его, но кончились
рыбацкие дни Астафьева, он оказался в детдоме, где ему хотелось
рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы
написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы
кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать...
каждое деревце в лесу, каждый лист... И был бы он счастлив тем, что
есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть...»
В детдоме преподавал литературу Игнатий Дмитриевич
Рождественский, известный потом сибирский поэт. Он часто задавал
ученикам писать сочинения на «вольные» темы. В одном из таких сочинений
Астафьев написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел
неизвестное озеро. Учитель признал это сочинение лучшим и опубликовал
его в рукописном школьном журнале.
Много лет спустя Астафьев вспомнил об этом школьном
сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро». Беседу в
классе по этому рассказу учитель может провести, используя следующие
вопросы и задания:
— Определите время и место событий, описанных в
рассказе. В начале рассказа говорится о частых осенних дождях, а потом
читаем: «коротка августовская ночь». Как вы это объясняете?
— Почему заскучал Васютка в бригаде рыбаков? Чем он старался помочь взрослым, когда уловы не радовали?
— Чему мать учила Васютку, провожая его в тайгу?
— Как ведет себя Васютка, потерявший затеси на
деревьях? Как преодолевает подступающий страх? Почему он вспомнил слова
отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»?
— Что вы можете сказать о Васютке, прочитав подробное
описание его первой ночи в тайге? Почему Васютка искал среди темного
хвойного леса желтую полоску лиственного? Чему научился мальчик у
взрослых? А как проявляется его собственный характер? Как решает, куда
идти? В какой момент и почему он расплакался?
— Сравните лесное и озерное житье Васютки. Что ему
больше нравилось и почему? Что обеспокоило его в третью ночь
приключений? Подтвердите текстом, что мальчик сообразительный, не
теряющийся в трудных обстоятельствах, хотя ему и страшно.
— Как Васютка нашел дорогу к Енисею? Чем была тяжела ночь на Енисее?
— Как встретились Васютка и его отец? Опишите, как вы себе представляете Григория Афанасьевича.
— Почему приключения Васютки оказались не напрасными?
Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбное» озеро? А еще
почему?
— Почему уставший Васютка не сел в лодку? Как вы
оцениваете его характер? Чем он заслужил то, что озеро назвали его
именем?
— Какие произведения русских писателей о своем детстве
вы читали? Чем они отличаются от описания крестьянского мальчика в
рассказе Астафьева?
— Какие произведения вы читали о людях, оставшихся один
на один с природой? Кто из вас знает о Робинзоне Крузо и что вы о нем
знаете?
— Нам еще придется познакомиться в этом году с книгой
Д. Дефо о Робинзоне Крузо. Вспомните тогда рассказ о Васютке и
ответьте, почему приключения мальчика часто называют «робинзонадой». |