Среда, 24.04.2024, 17:47


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ

В. П. АСТАФЬЕВ. «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»
16.09.2014, 15:40

      Однажды Виктор Петрович Астафьев, подводя итоги своей работы перед очередным юбилеем, начал сам себе задавать весьма непростые вопросы, на которые отвечать приходится всей жизнью: «Честен ли ты перед собой? Не оттирал ли от дороги локтями слабых? Все ли делал для счастья других?» Приступая к детскому рассказу писателя «Васюткино озеро», учитель должен в доступной пятиклассникам форме сообщить ученикам, как бы предваряя предстоящее изучение рассказа, характеристику предельно искреннего и правдивого писателя.
      Этому предварительному знакомству будут способствовать и опережающие вопросы и задания:

      Общие:

      — Все самостоятельно заранее прочитайте рассказ «Васюткино озеро».
      — Подумайте над смыслом заглавия рассказа. Только ли потому он так назван, что Вася нашел это озеро?
      — Какое значение имеют картины природы в рассказе?
      — Определите, какие качества Васютки помогли ему не погибнуть в тайге.

      Групповые:

      — Подготовьте с товарищами пересказ истории с глухарем. Зачем она введена писателем в рассказ?
      — Подготовьте чтение по лицам эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец» (разговоры со старшиной Колядой, вахтенного матроса с дедом Афанасием).

      Индивидуальные:

      — Подготовьте сообщения о детстве писателя и начале его литературной деятельности.
      — Подготовьте справку об автобиографических произведениях В. П. Астафьева.
      Вступительное слово учителя об Астафьеве можно было бы начать утверждением критика Ал. Михайлова: «...хочется сказать, что он... много испытал и выстрадал, прежде чем попытался рассказать о пережитом, о виденном».
      Родился Виктор Петрович Астафьев в 1924 г. в крестьянской семье, в сибирском селе Овсянка, на Енисее. Трудным было сиротское детство и отрочество Астафьева. Множество профессий он переменил: слесарь, грузчик, литейщик, сторож, журналист. Три года был на фронте, где получил тяжелое ранение.
      Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминания о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении его характера. Они дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.
      Будущий писатель жил в единении с природой и деревенским бытом. Природа в произведениях писателя оживает, выступает как мера гармонии, становится активным участником повествования. Природа и человек, человек и природа — эта тема многих произведений Астафьева. Он писал: «Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте... Рано потерявший мать — она утонула в Енисее весной 1932 г., я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери — земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
      Мальчик рыбачил, и озеро принимало его, но кончились рыбацкие дни Астафьева, он оказался в детдоме, где ему хотелось рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать... каждое деревце в лесу, каждый лист... И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть...»
      В детдоме преподавал литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Он часто задавал ученикам писать сочинения на «вольные» темы. В одном из таких сочинений Астафьев написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро. Учитель признал это сочинение лучшим и опубликовал его в рукописном школьном журнале.
      Много лет спустя Астафьев вспомнил об этом школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро». Беседу в классе по этому рассказу учитель может провести, используя следующие вопросы и задания:
      — Определите время и место событий, описанных в рассказе. В начале рассказа говорится о частых осенних дождях, а потом читаем: «коротка августовская ночь». Как вы это объясняете?
      — Почему заскучал Васютка в бригаде рыбаков? Чем он старался помочь взрослым, когда уловы не радовали?
      — Чему мать учила Васютку, провожая его в тайгу?
      — Как ведет себя Васютка, потерявший затеси на деревьях? Как преодолевает подступающий страх? Почему он вспомнил слова отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»?
      — Что вы можете сказать о Васютке, прочитав подробное описание его первой ночи в тайге? Почему Васютка искал среди темного хвойного леса желтую полоску лиственного? Чему научился мальчик у взрослых? А как проявляется его собственный характер? Как решает, куда идти? В какой момент и почему он расплакался?
      — Сравните лесное и озерное житье Васютки. Что ему больше нравилось и почему? Что обеспокоило его в третью ночь приключений? Подтвердите текстом, что мальчик сообразительный, не теряющийся в трудных обстоятельствах, хотя ему и страшно.
      — Как Васютка нашел дорогу к Енисею? Чем была тяжела ночь на Енисее?
      — Как встретились Васютка и его отец? Опишите, как вы себе представляете Григория Афанасьевича.
      — Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбное» озеро? А еще почему?
      — Почему уставший Васютка не сел в лодку? Как вы оцениваете его характер? Чем он заслужил то, что озеро назвали его именем?
      — Какие произведения русских писателей о своем детстве вы читали? Чем они отличаются от описания крестьянского мальчика в рассказе Астафьева?
      — Какие произведения вы читали о людях, оставшихся один на один с природой? Кто из вас знает о Робинзоне Крузо и что вы о нем знаете?
      — Нам еще придется познакомиться в этом году с книгой Д. Дефо о Робинзоне Крузо. Вспомните тогда рассказ о Васютке и ответьте, почему приключения мальчика часто называют «робинзонадой».

Категория: 5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 2485 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0