В программу 5 класса и в учебник включен небольшой рассказ писателя
«Тапер». Тема открывается статьей о писателе. Учитель дополнит сведения
о писателе сообщением о его сиротском детстве, когда после смерти отца
ему и его матери пришлось поселиться в Московском вдовьем доме, затем о
его проживании в Разумовском сиротском пансионе, учении в гимназии,
обучении в военном училище, когда появилась первая публикация (рассказ
«Последний дебют»).
Многие рассказы А. И. Куприна уже известны
пятиклассникам. Целесообразно провести беседу с учащимися об этом,
рассказать, что первые его произведения были одобрены и поддержаны
Н. Михайловским, В. Короленко. И все-таки Куприну в начале его
самостоятельной трудовой жизни пришлось перепробовать многие профессии
(репортер, управляющий при постройке дома, конторщик и т. д.). В
1896 г. появились сборник очерков («Киевские типы») и сборник рассказов
(«Миниатюры»). Репортерская работа на заводах Донбасса дала ему
материал для повести «Молох». В 1902 г. писатель знакомится с М.
Горьким, появляются повесть «Поединок», много рассказов, знаменитый
шедевр «Гранатовый браслет». В 1920 г. он переезжает с семьей в Париж, в
1936 г. возвращается в Россию. Его творчество высоко оценили писатели и
простые читатели («Почему он большой писатель? Да потому, что он
живой... в каждой мелочи живой»).
Рассказ «Тапер» может прочитать учитель, после чего
выяснить, насколько он понят и понравился ли пятиклассникам.
Школьники готовят пересказ статьи о писателе и пересказ рассказа. |