1-й урок. Вступительное слово о писателе
учителя и сообщения его ассистентов-учащихся. Обмен впечатлениями о
самостоятельно прочитанном учениками рассказе «Муму». Аналитическое
перечитывание в классе 1-й главы. Беседа о Герасиме. Проявление черт
характера глухонемого в его отношении к делу, дому, дворне. Примеры
того, как Тургенев передает отношения и настроения немого дворника
через внешние его движения.
2-й урок. История с
Татьяной. Герасим и дворня. Герасим и барыня. Значение имени героя для
понимания особенностей его характера и отношений с людьми. Почему у
барыни в рассказе нет имени? Отношение Герасима к Татьяне.
3-й урок. История с Муму.
Почему в рассказе эпизод находки Муму следует сразу же за эпизодом
прощания с Татьяной? Духовные и нравственные качества Герасима,
проявившиеся в историях с Татьяной и Муму.
4-й урок. Подведение
итогов чтения и обсуждения рассказа. Портрет и пейзаж в рассказе.
Почему рассказ называется не «Герасим», а «Муму»? Немой протест героя —
символ немоты крепостных крестьян.
В истории изучения рассказа Тургенева многое исходит из
логики развертывания его содержания и поэтому повторяется у различных
авторов. Замечено, однако, стремление методистов добиваться
обязательных отличий своих рекомендаций от предшествующих, что приводит
подчас к игнорированию удачных приемов и форм работы. Эта
озабоченность угрозой обвинений в методическом плагиате непродуктивна.
В данной главе мы попытаемся объединить такие
рекомендации различных авторов, которые представляются нам
оригинальными и достойными воспроизведения в школьной практике в рамках
любой методической модели как «общее достояние» современной теории и
практики литературного образования (источники заимствований указаны в
списке литературы).
При анализе первой главы рассказа уместны следующие вопросы и задания:
— Чем был для Герасима переезд в Москву (с точки зрения его и барыни)?
— Тургенев не дает подробного портрета Герасима.
Попробуйте представить себе его внешний облик, создав словесный портрет
героя.
— В каких формах выражается у Герасима горе и радость?
Приведите примеры того, как Тургенев передает настроения немого
дворника не описанием его чувств и мыслей, а через внешние движения:
жесты, позы, походку, мимику.
— Поскольку сам Герасим ничего о себе рассказать не
может, представление о нем будет складываться из сравнения его с
окружающими. Чем же он выделяется среди них?
— Тургенев приводит сравнения, позволяющие
почувствовать состояние глухонемого. Что дает нам сопоставление
Герасима с деревом на плодородной земле, с молодым быком, с пойманным
зверем, с гусаком?
— Что мы узнали о Герасиме после чтения первой главы?
Беседа на втором уроке могла бы проходить с
использованием предложенных различными авторами вопросов и заданий:
— Герасим в переводе с греческого означает «почтенный»,
внушающий почтение, глубокое уважение. За что уважали Герасима?
— Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему
Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите
эпизоды столкновений и диалогов между обитателями барского дома.
— Как Герасим пытается преодолеть свое одиночество?
— В старой книге «Реестр о дамах и прекрасных девицах»
дано народное толкование имени «Татьяна»: «лукавый разговор». Имя это в
христианской истории принадлежало греческой великомученице Татьяне. В
народе считалось, что человек, который был крещен именем мученика, и в
жизни будет мучиться. Так и говорили: «По имени и житие». Какое из этих
двух толкований вы скорее бы отнесли к героине тургеневского рассказа и
почему?
— Почему о Татьяне в рассказе сказано, что она
«белокурая», а о Капитоне — что у него «белесоватые волосы»? Как в
соответствии с этим автор относится к своим героям?
— Почему же Герасим так легко отказался от Татьяны,
поддавшись обману? Потому ли, что обычно очень догадливый Герасим не
ожидал от кроткой Татьяны обмана? Как характеризуют Татьяну и ее образ
жизни слова: «А кого мне в женихи назначат»?
— Почему одинока барыня и почему одинок Герасим? Чем Герасим пытается возместить свою потерю?
Беседа на третьем уроке продолжит историю с Татьяной
следующим наблюдением: между историей с Татьяной и историей с Муму есть
нечто общее, их объединяющее. Что является общим стержнем обеих линий?
Какие черты характера Герасима проявляются в его отношении к Татьяне и
Муму?
— Как вы понимаете слова писателя о Герасиме и дворне:
«великан» и «людишки»? Чем Герасим отличается от дворовых, хотя и он
выполняет приказания барыни? Чем вы объясняете взаимную неприязнь
Герасима и некоторых дворовых? Они же все крепостные. В чем разница
между ними?
— Чем объясняется неприязнь и враждебность барыни по отношению к Муму, что ее больше всего раздражает?
— Все герои рассказа имеют свои имена, порой даже
значащие, кроме барыни. Как вы это объясняете? Почему барыня в рассказе
названа «причудливой старухой»?
— Как пытается Герасим защитить свою собаку? Как
проявил он себя при этом? В каких случаях и почему усмехался Герасим?
Почему он усмехался, когда увидел Татьяну, притворяющуюся пьяной, когда
Степан пытался поймать Муму? Чем вызвана презрительная усмешка
Герасима при «ответе» Гавриле?
— Почему Герасим, который навсегда уводит Муму из дома,
надевает праздничный кафтан? Когда-то он хотел в этом кафтане идти
свататься к Татьяне. Почему он сейчас его надел? Почему он так
вычесывает Муму перед уходом? Почему кормит ее мясными щами в трактире?
Завершает тему четвертый урок, подводящий итог обсуждению вопросами и заданиями:
— Почему Герасим утопил Муму? Он ведь все равно
ослушался, самовольно уйдя в деревню. Почему он радостно шагает в
деревню? Ведь только недавно погибла его любимица Муму. Как картины
природы связаны с героем?
— Что добавляет сравнение героя со львом к нашим
представлениям о Герасиме? Почему рассказ называется не «Герасим», а
«Муму»? Какое значение имеет этот рассказ для нашей жизни? Как можно и
сегодня бороться с самим собой, чтобы не превратиться в лакея? |