«Некрасов явился поэтическим выразителем целой эпохи нашего
общественного развития... Кто интересуется нравственным и идейным
содержанием этой замечательной эпохи, тот найдет в поэзии Некрасова
богатейший материал для его характеристики. <...>
Изображению народного горя посвящены все его наиболее
известные произведения...» — писал Г. В. Плеханов к 25-летию со дня
смерти Н. А. Некрасова.
«Некрасов есть русский исторический тип, один из
крупных примеров того, до каких противоречий и до каких раздвоений в
области нравственной и в области убеждений может доходить русский
человек в наше печальное переходное время. Но этот человек остался в
нашем сердце, порывы любви этого поэта так часто были искренни, чисты и
простосердечны! Стремление же его к народу столь высоко, что ставит
его, как поэта, на высшее место. Что же до человека, до гражданина, то
опять-таки, любовью к народу и страданием по нем, он оправдал себя сам и
многое искупил, если и действительно было что искупить...» — утверждал
Ф. М. Достоевский.
Мы привели некоторые высказывания о Н. А. Некрасове с
тем, чтобы учитель имел в виду, что урок по этой теме важно начать не
только с рассказа о поэте и журналисте, но и с высказываний различных
критиков и писателей, противопоставления различных взглядов на его
поэтическую и журналистскую деятельность, объясняемую как особенностями
творчества писателя, так и сложностью обстановки и общественного
развития страны в целом.
В его произведениях — воспоминания детства, которые
всегда дороги взрослому человеку, радостные пейзажи и рядом
безрадостная тяжелая жизнь трудового народа, которая всегда огорчала и
заставляла страдать поэта-гражданина.
Чтение стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге»
учителем, беседа по вопросам после чтения, обсуждение иллюстраций и
картин на близкую тему, выразительное чтение учащихся — вот привычный
ход работы по теме.
Однако занимающая писателя проблема — жизнь народа,
подневольный рабский труд, социальная несправедливость, поэтический
образ русской женщины — станет предметом дальнейших обсуждений в
классе. Учащиеся учат наизусть отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»
(«Есть женщины в русских селеньях...»). При этом плодотворной может
быть работа над эпитетами, сравнениями. |