В этот раздел включены два сюжетных произведения (А. Твардовский.
«Рассказ танкиста» и К. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете»).
Знакомство с Твардовским и Симоновым, рассказ о войне
1941—1945 гг. произойдет на первом уроке. Ребята узнают обо всем из
повествования учителя. На втором уроке учащиеся сами расскажут о поэтах
и об их произведениях о войне.
Рассказы о поэтах могут быть самыми короткими, например:
Симонов Константин (Кирилл) Михайлович родился в 1915 г. в Петрограде. В
автобиографии он вспоминал: «Детство и юность прожил в Рязани и
Саратове. Отец (отчим) был военным, и многие мои воспоминания той поры
связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий».
Отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме «Отец» Симонов
обратился к нему со словами благодарности. Мать любила поэзию, знала
наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева, привила любовь к поэзии и
сыну. К. Симонов окончил семь классов, затем ФЗУ, стал токарем, учился
в Литературном институте. С 1934 г. стал публиковать свои стихи. Во
время Великой Отечественной войны был военным
корреспондентом. П. Антокольский пишет о нем: «Когда говоришь о
Симонове, война вспоминается прежде всего». Многие его стихотворения во
время войны наши воины носили у себя на груди («Жди меня, и я
вернусь», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Родина», «Майор
привез мальчишку на лафете» и др.). Позднее К. Симонов писал пьесы,
романы, воспоминания, а в последние годы жизни занимался
кинодокументалистикой (Шошин В. А. // Русские писатели: XX век: Биобиблиографический словарь. — М.: Просвещение, 1998).
Твардовский Александр Трифонович родился на хуторе Загорье в
1910 г. в семье кузнеца, всю жизнь мечтавшего о крестьянской
независимости и достатке, человека целеустремленного и начитанного.
Мать происходила из дворян однодворцев. Твардовский с самого раннего
детства познакомился с русской классикой, когда в семье «целые зимние
вечера часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги». Заветной
книгой Твардовского становится томик Н. А. Некрасова. В 1922 г.
заканчивает начальную школу. С 1924 г. начинает посылать заметки в
местные газеты. В 1930 г. поступает в Смоленский институт. В 30-е гг.
родителей раскулачивают и отправляют в ссылку. Поэт продолжает упорно
работать (пишет стихи, статьи, поэмы). В 1936 г. он переезжает в
Москву. Во время войны 1941—1945 гг. был военным корреспондентом,
написал стихотворения о войне, поэму «Василий Теркин». После войны
руководил журналом «Новый мир». Статьи и заметки Твардовского о
литературе были и остаются примером писательского мастерства (по В. А. Прокофьеву).
Главное на уроке — восприятие прочитанных стихотворений,
обучение выразительному чтению. Одни учащиеся учат наизусть
стихотворение Твардовского, другие — Симонова.
В книге М. Ф. Пьяных «Ради жизни на земле» читаем: «Всенародная
борьба против фашистских захватчиков способствовала развитию в поэзии в
первую очередь эпических жанров и мотивов, которые нашли свое
художественное воплощение в творчестве А. Твардовского...» Алексей
Сурков в первый день войны написал два стихотворения: «Присягаем
победой» и «Песня смелых». Позднее публицистическая лирика Суркова
намечает пути выхода за пределы собственно публицистической поэзии.
Наиболее плодотворными в творчестве Суркова стали два направления: одно
вело поэта к лирическому раскрытию образа Родины, а другое — к
выявлению психологических черт современников, чаще всего фронтовиков...
Вместе с потребностью выразить лирические чувства, в первую
очередь любовь к родине и ненависть к захватчикам, поэты с самого
начала войны стали осознавать необходимость показать в своих
произведениях защитников Отечества. Для этой цели особенно подходили
повествовательные жанры поэзии: рассказы и новеллы в стихах, баллады,
сюжетные песни, поэмы («Песня о слепом баянисте» А. Суркова, «Майор
привез мальчишку на лафете», «Сын артиллериста» К. Симонова, «Отец и
сын», «Рассказ танкиста» А. Твардовского, «Бессмертие» А. Прокофьева,
«Машинист» И. Уткина, «Разговор с соседкой» О. Берггольц, «До свиданья,
города и хаты» М. Исаковского, «Баллада о мальчике» И. Сельвинского).
Пережитое на войне и память об этом пережитом по-разному, в
зависимости от индивидуальных особенностей каждого, сказывались на
творчестве поэтов фронтового поколения, способствуя развитию своего,
личностного, неповторимого и своеобразного художественного
мировосприятия, прежде всего лирического...
Позднее школьники познакомятся со многими стихотворениями о
войне различных поэтов, познакомятся с поэмами А. Т. Твардовского в 7—8
классах, более основательно — в 11 классе.
В 5 классе с помощью учителя и статьи в учебнике важно
воссоздать хотя бы некоторые картины страшного времени войны, которые
предшествовали появлению многих произведений о войне, созданных во
время военных событий, после них.
— Какие «картины» военного времени создали Твардовский и
Симонов? Кто герои этих «картин»? Чем интересны и значительны их
поступки? Как относится к ним автор? По каким приметам можно догадаться
об этом? Какое настроение сообщили вам эти произведения? Какое из них
вам особенно понравилось?
— Какие еще стихотворения о Великой Отечественной войне
известны вам? О чем они? Кто их герои? Можете ли вы прочитать одно из
этих стихотворений наизусть?
— Известны ли вам иллюстрации к стихотворениям о войне?
Попробуйте создать рисунки к одному из стихотворений, включенных в ваш
учебник, и подготовить на конкурсное чтение выразительное чтение
стихотворений Твардовского или Симонова (на выбор). |