На доске — портрет И. А. Крылова, название басен, крылатые
выражения из крыловских басен, иллюстрации к басням, рисунки учащихся,
слова Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»
Итак, баснописец под видом животных, птиц, растений имел в виду
людей... На предыдущих уроках мы узнали, что басня как литературный
жанр имеет давнюю историю. Оказывается, басню можно найти даже на
клинописных таблицах — древнегреческий поэт и мудрец Эзоп был
родоначальником басенного жанра; в России баснописцами были Майков и
Сумароков, Хемницер и Ломоносов, во Франции — Лафонтен, в Германии —
Лессинг. Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы
считаем И. А. Крылова. Каждый в детстве слышал и учил басню «Стрекоза и
Муравей». Дружно смеялись дети и взрослые над глупой Вороной,
поддавшейся на лесть Лисицы в басне «Ворона и Лисица». Басни помогают
нам узнавать жизнь, видеть свои и чужие недостатки.
Повторим необходимые для нашей темы слова. На доске кроссворды, где надо отгадать следующие слова: Эзоп,
баснописец, мораль, аллегория, Крылов, басня, плутовство, невежество,
наглость, жестокость, легкомыслие, иносказание, олицетворение. Дети быстро разгадывают кроссворды, объясняют названные слова.
Пятиклассники сидят по шесть человек за столами, над которыми небольшой флажок; на флажках названия групп: «Теоретики», «Рассказчики», «Басня „Ворона и Лисица"», «Басня „Волк и Ягненок"», «Басня „Свинья под Дубом"». На столах — книги с баснями Крылова, иллюстрации к басням.
Вопросы к «теоретикам»: как мы назовем писателя, создающего басни? (Баснописец.) Как мы назовем нравственные правила, которым следуют в общественной и домашней жизни? (Мораль.)
Как называется краткий стихотворный или прозаический рассказ
нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл? Как
называется прием, когда изображаются животные и растения, которые
думают, чувствуют? (Олицетворение.) И т. д.
«Рассказчики» читают индивидуально, инсценируют басни. Остальные оценивают чтение, инсценировки, дают отзывы.
Группы, которые читают или инсценируют «свои» басни, рассказывают, как они понимают басню. «Ворона и Лисица» —
«баснописец высмеивает ограниченность умственных способностей,
несообразительность, глупость, но одновременно осуждает изворотливость,
скрытость своих настоящих, истинных намерений, обман, хитрость» (из
ответов учащихся).
«Волк и Ягненок» —
«мы видим, что здесь осуждается бесстыдство, наглость, суровость,
безжалостность, беспощадность, жестокость. В то же время автор, как нам
кажется, жалеет Ягненка...»
«Басня состоит из рассказа и морального вывода. Мораль иногда
стоит перед рассказом, иногда в конце рассказа. Так у Крылова и у
других баснописцев»...
«В басне „Волк и Ягненок" два героя. Что можно сказать о них?
Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха? Нет,
Ягненок находит в себе силы вступить с Волком в разговор, в спор,
пытается оправдаться, доказать свою невиновность, но в конце концов
понимает, что напрасно доказывает ее, и уже безнадежно произносит: „Ах,
чем я виноват?"...»
«Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно? Волк
заведомо знал, что Ягненок ни в чем не виноват. Ягненок прав. Волк это
знает, поэтому раздражение и нетерпение Волка растет, поэтому он,
наконец, произносит: „Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать"...»
«Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила.
Вот почему баснописец говорит, что „у сильного всегда бессильный
виноват"... Эта басня — горькая правда о несправедливых порядках».
Далее учительница открывает «Аукцион пословиц». Кто больше
подберет пословиц, в которых упоминался бы волк? Пятиклассники называют
пословицы и поговорки (дано без изменений):
— Волк коню не товарищ.
— Волка ноги кормят.
— Волков бояться — в лес не ходить.
— Работа не волк — в лес не убежит.
— И волки сыты, и овцы целы.
— Сколько волка ни корми, все в лес смотрит.
— Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
— Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву.
— С волками жить — по-волчьи выть.
— Отольются волку овечьи слезки.
Затем школьники объясняют пословицы (выборочно). Называют те, которые близки басне Крылова.
Все группы рассказывают о своих баснях, читают их, анализируют...
Учительница предлагает продемонстрировать рассказы о
баснописцах. Школьники рассказывают об Эзопе, о Крылове, Хемницере,
Дмитриеве, Сумарокове...
В конце урока учительница приглашает показать инсценировки других басен и ответить на вопросы викторины:
1. Из каких басен эти строки?
2. Кто из героев басен так поступил?
3. Откуда мораль?
4. В каких баснях действует Волк, Ягненок, Лисица, Ворона?
Мы предложили лишь фрагменты урока. На самом деле урок
отличался многообразием форм и приемов, инсценировки были необыкновенно
интересны, выразительное чтение басен отличалось хорошей подготовкой.
Дети были не только активны, сообразительны, но и заинтересованы
уроком, довольны своими выступлениями и работой своих товарищей. |