Пятница, 09.12.2016, 06:48

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ

Заключительный урок-зачет по теме «И. А. Крылов. Басни»
16.09.2014, 16:29
      На доске — портрет И. А. Крылова, название басен, крылатые выражения из крыловских басен, иллюстрации к басням, рисунки учащихся, слова Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»
      Итак, баснописец под видом животных, птиц, растений имел в виду людей... На предыдущих уроках мы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Оказывается, басню можно найти даже на клинописных таблицах — древнегреческий поэт и мудрец Эзоп был родоначальником басенного жанра; в России баснописцами были Майков и Сумароков, Хемницер и Ломоносов, во Франции — Лафонтен, в Германии — Лессинг. Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем И. А. Крылова. Каждый в детстве слышал и учил басню «Стрекоза и Муравей». Дружно смеялись дети и взрослые над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы в басне «Ворона и Лисица». Басни помогают нам узнавать жизнь, видеть свои и чужие недостатки.
      Повторим необходимые для нашей темы слова. На доске кроссворды, где надо отгадать следующие слова: Эзоп, баснописец, мораль, аллегория, Крылов, басня, плутовство, невежество, наглость, жестокость, легкомыслие, иносказание, олицетворение. Дети быстро разгадывают кроссворды, объясняют названные слова.
      Пятиклассники сидят по шесть человек за столами, над которыми небольшой флажок; на флажках названия групп: «Теоретики», «Рассказчики», «Басня „Ворона и Лисица"», «Басня „Волк и Ягненок"», «Басня „Свинья под Дубом"». На столах — книги с баснями Крылова, иллюстрации к басням.
      Вопросы к «теоретикам»: как мы назовем писателя, создающего басни? (Баснописец.) Как мы назовем нравственные правила, которым следуют в общественной и домашней жизни? (Мораль.)
      Как называется краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл? Как называется прием, когда изображаются животные и растения, которые думают, чувствуют? (Олицетворение.) И т. д.
      «Рассказчики» читают индивидуально, инсценируют басни. Остальные оценивают чтение, инсценировки, дают отзывы.
      Группы, которые читают или инсценируют «свои» басни, рассказывают, как они понимают басню. «Ворона и Лисица» — «баснописец высмеивает ограниченность умственных способностей, несообразительность, глупость, но одновременно осуждает изворотливость, скрытость своих настоящих, истинных намерений, обман, хитрость» (из ответов учащихся).
      «Волк и Ягненок» — «мы видим, что здесь осуждается бесстыдство, наглость, суровость, безжалостность, беспощадность, жестокость. В то же время автор, как нам кажется, жалеет Ягненка...»
      «Басня состоит из рассказа и морального вывода. Мораль иногда стоит перед рассказом, иногда в конце рассказа. Так у Крылова и у других баснописцев»...
      «В басне „Волк и Ягненок" два героя. Что можно сказать о них? Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха? Нет, Ягненок находит в себе силы вступить с Волком в разговор, в спор, пытается оправдаться, доказать свою невиновность, но в конце концов понимает, что напрасно доказывает ее, и уже безнадежно произносит: „Ах, чем я виноват?"...»
      «Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно? Волк заведомо знал, что Ягненок ни в чем не виноват. Ягненок прав. Волк это знает, поэтому раздражение и нетерпение Волка растет, поэтому он, наконец, произносит: „Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать"...»
      «Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила. Вот почему баснописец говорит, что „у сильного всегда бессильный виноват"... Эта басня — горькая правда о несправедливых порядках».
      Далее учительница открывает «Аукцион пословиц». Кто больше подберет пословиц, в которых упоминался бы волк? Пятиклассники называют пословицы и поговорки (дано без изменений):
      — Волк коню не товарищ.
      — Волка ноги кормят.
      — Волков бояться — в лес не ходить.
      — Работа не волк — в лес не убежит.
      — И волки сыты, и овцы целы.
      — Сколько волка ни корми, все в лес смотрит.
      — Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
      — Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву.
      — С волками жить — по-волчьи выть.
      — Отольются волку овечьи слезки.
      Затем школьники объясняют пословицы (выборочно). Называют те, которые близки басне Крылова.
      Все группы рассказывают о своих баснях, читают их, анализируют...
      Учительница предлагает продемонстрировать рассказы о баснописцах. Школьники рассказывают об Эзопе, о Крылове, Хемницере, Дмитриеве, Сумарокове...
      В конце урока учительница приглашает показать инсценировки других басен и ответить на вопросы викторины:
      1. Из каких басен эти строки?
      2. Кто из героев басен так поступил?
      3. Откуда мораль?
      4. В каких баснях действует Волк, Ягненок, Лисица, Ворона?
      Мы предложили лишь фрагменты урока. На самом деле урок отличался многообразием форм и приемов, инсценировки были необыкновенно интересны, выразительное чтение басен отличалось хорошей подготовкой. Дети были не только активны, сообразительны, но и заинтересованы уроком, довольны своими выступлениями и работой своих товарищей.
Категория: 5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 717 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0