Когда известный путешественник Тур Хейердал набирал команду на
папирусную лодку «Ра» для плавания в Атлантике, он, кроме мужества,
энергии и умелости, требовал от семерки отважных обладания чувством
юмора.
Воспитание чувства юмора зависит от развития у человека
способности воспринимать смешное. Говорят, что смех — это чисто
человеческое качество, отличающее людей от животных. Один юморист
сказал: «Мозги наши настроены на определенные рельсы. И когда эти
рельсы резко меняют направление, человек смеется». В анекдоте вся
«соль» заключается в неожиданном переломе предшествующей логики, в
неожиданном конце. Попробуйте определить, что смешного в изречениях
польского писателя Ежи Леца:
«Все в руках человека. Поэтому их надо мыть как можно
чаще»; «Если уж набрал в рот воды, то по крайней мере никого потом не
оплевывай»; «Пока ветра нет, и у флюгера есть характер». В каком случае
можно было бы применить эти высказывания?
Юмор — это добродушный смех, который не уничтожает
человека, на которого направлена насмешка. «Юмор — это расшалившееся
сознание, — заметил один умный критик. — Впрочем, иногда юмор не только
шалит, как дитя, но и дерзит своему учителю. Это уже сатира».
В сатире смех жгучий, искореняющий. Сатира — артиллерия
смеха. По воробьям из пушек не стреляют. Сатира смеется над опасным,
вредным для людей.
Приведите примеры известных вам юмористических и
сатирических произведений, прочитанных или увиденных на сцене и на
экране. Каков характер смеха в стихотворении Ломоносова «Случились
вместе два Астрóнома в пиру...», в баснях Крылова, в повестях Гоголя?
Где в рассказе Чехова «Хирургия» юмор, а где сатира?
Сам учитель может дополнить вступительное слово о
Чехове следующими сведениями из работ литературоведов: «...больше всего
он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними...
Этого молодого, бессмертно-веселого хохота Чехову было отпущено
столько, что, чуть только у него среди его тяжелых трудов выдавался
хоть час передышки, веселье так и било из него, и невозможно было не
хохотать вместе с ним...»
В августе 1879 г. Чехов приехал в Москву и поступил в
университет на медицинский факультет. Примерно в это же время он начал
печататься в юмористических журналах, что отвечало его потребности,
обозначившейся еще в детстве, — создавать смешное.
С самой ранней юности лет десять—двенадцать подряд
Чехов работал, как фабрика, не зная ни минуты простоя. В течение ряда
лет редкий номер журнала «Осколки» выходит без юмористических рассказов
Чехова. По условиям юмористических журналов рассказ не должен был
превышать ста строк. Вгоняя свои юмористические произведения в сто
строк, писатель достиг удивительного умения писать кратко. Впоследствии
Чехов высоко оценил это умение, придя к выводу, что писать
талантливо — значит писать кратко.
«Краткость — сестра таланта» — это Чехов повторял не
раз. «Никаких предварительных подробных описаний обстановки, экскурсов в
прошлое героев и прочих подступов к действию — оно начиналось сразу...
Отсутствуют развернутые авторские рассуждения. В основе сюжета лежит
не биография героя или решение какой-то общественной проблемы, но
прежде всего очень определенная бытовая ситуация, которая обозначается в
первой же фразе. Мы еще ничего не знаем кто, но нам уже сообщено где и
что. Рассказ-сценка — это „кусочек жизни" без начала и конца» (по А. Дерману, Э. Полоцкой, А. Чудакову, К. Чуковскому и др.).
Опережающие задания всем ученикам многие методисты
предлагают в форме домашнего самостоятельного чтения юмористических и
сатирических коротких рассказов Чехова, например: фрагменты из
«Жалобной книги» (Я. Аркин), инсценирование рассказов-сценок «Глупый француз», «Не в духе», «Радость» (А. Фомичева). Общее задание всем ученикам может быть таким:
— Попробуйте определить особенности юмористических
рассказов Чехова. Как вы понимаете такое их определение: «Они смешные,
но невеселые»?
— Вы уже изучали рассказы И. Тургенева и Л. Толстого.
Почему чеховские рассказы гораздо короче? У Тургенева много описаний
природы, портретов, авторских характеристик. А у Чехова?
В ходе дальнейших уроков следует постепенно накапливать
материал для ответа на эти вопросы, имея в виду не только такие
качества рассказов Чехова, как внешнее беспристрастие, но и
использование таких форм юмористической и сатирической оценки героев,
как значащие имена и фамилии; грустный взгляд сквозь веселый смех;
отсутствие пейзажа как средства характеристики персонажа;
выразительность, яркость художественной детали; контрастность образов;
сценичность диалога, динамика повествования, а отсюда и лаконизм
изложения; простота фразы; индивидуализация речи.
Мишенью в юмористических и сатирических рассказах
Чехова были нравственное уродство, потеря человеческого в человеке, при
этом, замечают литературоведы, жало сатиры направляется не только на
героя, но и на тех, с кем он вступает в столкновение. Так, например, в
рассказе «Хирургия» высмеиваются глупость и невежество героев.
К. Чуковский заметил, что юмористика Чехова прошла
через столько мировых катастроф, за это время позабыты многие
прославленные книги, а чеховские «однодневки» живут и живут, и читатели
все хохочут над ними, и чеховский смех звучит заразительно и молодо,
как и раньше.
В. В. Голубков в книге «Мастерство А. П. Чехова» целый
раздел посвящает юмористическим рассказам Чехова, напоминая, что юмор
был одним из основных свойств характера и творчества писателя. Даже за
несколько часов до смерти Чехов придумывал юмористические рассказы. В
рассказах Чехов использует все приемы создания комического: комизм
отдельных положений и всего сюжета, комизм характеров, речи, имен и
фамилий, даже описаний окружающей обстановки.
Речь персонажей выявляет в сжатой форме наиболее
характерные черты героев, которым свойственно смешивать различные
речевые стили: просторечие, литературный язык и профессионализмы (язык
учителя, актера, медика, деревенского дьячка).
Большое место занимают в рассказах Чехова интонационные
ремарки. Эти особенности можно увидеть при чтении и анализе рассказа
«Хирургия».
«Хирургия» (1884). Брат писателя
М. П. Чехов рассказывал, что Антон Павлович на врачебной практике в
Воскресенской больнице однажды видел, как неопытный студент, заменивший
врача, не мог вырвать у больного зуб и только сломал коронку. Пациент
выругался и ушел. В воспоминаниях о Чехове неоднократно описывалось,
как в гимназические годы братья Чеховы изображали прием у зубного
врача. Антон большие щипцы для углей совал в рот брата Александра и
после долгих усилий вытаскивал оттуда огромный зуб — пробку.
Этот излюбленный сюжет Чехов использовал в своем
рассказе, который имел характерный подзаголовок «Сценка»,
подсказывающий учителю возможность исполнения его в классе в лицах.
Герой рассказа — фельдшер Курятин проявляет качества,
которые Чехов в людях очень не любил. Вопросы и задания учителя должны
направить внимание учеников на эти качества — невежество,
самоуверенность и др.
В ходе беседы на уроке уместно предложить ученикам
вопросы и задания, помогающие раскрыть желание Курятина играть роль, не
соответствующую его возможностям, понять мотивы его поступков и
высказываний:
— Осматривает ли Курятин больного? Каким образом он
принимает решение? Как вы понимаете фразу: «Фельдшер берет козью ножку,
минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы»?
Фельдшер говорит, что хирургия — пустяки, раз плюнуть, что он все
сделает в мгновение ока, а минуту спустя: «Сразу нельзя». Как вы
объясняете его поведение?
— Какие черты характера раскрывает портрет фельдшера?
Какое значение имеют его истрепанные триковые брюки и зловоние его
сигары? Для чего автор описывает бородавку, похожую на муху, и красный
платок дьячка?
— Что в речи фельдшера говорит о его профессии, образовании, характере?
— Что высмеивается в образе дьячка Вонмигласова? Он
благочестив на самом деле или только внешне? Как в его словах
сочетаются смирение, кротость с грубостью и несдержанностью?
— Как постепенно раскрывается в рассказе переход от
благочестивого тона, от льстивости к раздражению, от
церковно-славянского языка к просторечию? Зачем автор ставит рядом
такие слова, как «иерей» и «гугнив»? Почему дьячок в конце рассказа
забирает свою просфору?
— Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка
сходство, некоторые параллелизмы, перекличку. Чем вы объясняете эти
совпадения?
— Как вы оцениваете слова Курятина о том, что он рвал
зуб самому господину Египетскому, о котором он говорит:
«Образованность... один костюм сто рублей стоит»?
— Над чем смеется в этом рассказе Чехов? Только ли смешон этот рассказ?
— В пьесах существуют замечания автора о деталях
поведения или речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом
рассказе играют роль ремарок? Используйте эти ремарки при чтении
рассказа по ролям. |