Изучение рассказа «Муму» в средних классах традиционно и накопило
такой обширный материал, что, казалось бы, не представляет для учителя
никакой сложности. Еще в конце прошлого века (1891) Ц. П. Балталон в
своем «Пособии для литературных бесед и письменных работ» предлагал в
качестве одного из основных способов руководства серьезным чтением
учащихся коллективные беседы о произведениях при помощи руководящих
вопросов. Среди таких произведений назван и рассказ «Муму».
Во многих пособиях такие «вопросники» разработаны
удачно, но известные трудности могут ожидать учителя даже на начальном
этапе изучения рассказа. В. А. Никольский в книге «Преподавание
литературы в средней школе» (М., 1963) в качестве необходимого начала
предлагал ученикам до изучения в классе прочитать рассказ (повесть)
самостоятельно и написать отзывы о том впечатлении, которое это чтение
на них произвело. Оказалось, что мальчиков больше всего поразила
физическая сила Герасима. Лишь в единственном отзыве девочки упоминается
об отношении Герасима к Татьяне. Один из учащихся пишет: «...Мне не
ясен один вопрос: почему Герасим, задумав уйти от барыни, убил Муму?
Разве не проще было бы взять ее к себе в деревню? Я больше был бы
доволен, если бы вместо Муму Герасим утопил барыню».
Традиция подсказывает, что первый урок по теме уместно
начать с истории создания рассказа, о чем сохранились воспоминания
В. Н. Житовой, Л. Пича, О. А. Тургеневой. Важно уточнить и
обстоятельства, повлиявшие на создание рассказа.
В 1852 г. умер Гоголь. Тургенев был удивлен равнодушием
многих, сам же он плакал навзрыд, когда писал некролог на смерть
Гоголя. Власти запретили упоминать имя Гоголя в печати, но Тургенев
напечатал статью в «Московских ведомостях». Царь лично приказал
посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под
присмотр. Тургенев был взят под стражу, и именно под арестом написана
была повесть (так определяют жанр произведения Тургенева в ряде работ)
«Муму».
Перед отъездом в свое имение Спасское Тургенев прочитал
друзьям «Муму», рассказ произвел сильное, хотя и неоднозначное
впечатление. Писателя даже пытались убедить, что такие герои, как
Герасим, характеризуют вообще русского человека. Тургенев же считал,
что велика общественная драма там, где сторонники «крестьянской
самобытности» находят успокоение и надежду на будущее в «немом»
крепостном крестьянине Герасиме и не видят трагической стороны народной
жизни.
Важно уже в 5 классе создать первоначальный «образ
Тургенева» на доступном ученикам уровне. Уместно было бы в связи с этим
озаглавить слово о писателе «Добрый великан», как назвал Тургенева
французский писатель А. Доде. В. Громов в книге «Добрый великан» так
описывает писателя: «Каждому, кто видел его в первый раз, он казался
„олицетворением русского богатыря, с серебристой прядью волос на
широком полуотвесном лбу". И дети, и взрослые вспоминают „образ
исполина с чистой душой младенца", величественного человека „с красивой
осанкой, огромного роста, широкоплечего, с румяным лицом чисто русского
склада"».
Любовь к людям, жажда деятельного добра отличали его
всегда. Перед смертью он произнес: «Помните, друзья мои, мой последний
завет: любите людей, как я их любил, — это лучшая отрада жизни».
Изучению темы предшествуют так называемые опережающие
вопросы и задания, обращенные как ко всему классу, так и к отдельным
группам и учащимся.
Общие вопросы и задания:
— Всем учащимся прочитать самостоятельно рассказ
«Муму». Ответить письменно на вопросы: что произвело на меня самое
сильное впечатление после чтения рассказа и почему? На какие вопросы я
хотел бы получить ответ на уроках?
— Составьте цитатный план рассказа.
Групповые:
— Подготовить выразительное чтение диалогов по лицам
(Капитона и Гаврилы, Гаврилы и барыни, Гаврилы и Татьяны).
Индивидуальные:
— Подготовить сообщения ассистентов-учащихся по
биографии Тургенева (детство Ивана Тургенева, самовластие Варвары
Петровны, история дворника Андрея — прообраза Герасима, «аннибалова
клятва»).
Подготовить по своему выбору пересказ одного из
основных эпизодов рассказа (краткий, выборочный, близкий к тексту, с
изменением лица рассказчика, например от лица дворецкого Гаврилы или
дворового Степана). |