Уроки литературы сложны прежде всего тем, что каждое изучаемое
произведение — это богатейший мир человеческих чувств, мыслей,
отношений, характеров. В связи с этим первый, вводный урок литературы в
начале учебного года приобретает необычайно важное значение.
Действительно, не дав учащимся представления о специфике будущей
работы, не познакомив с учебником, со структурой учебной книги, ее
особенностями, мы не раскроем перед ребятами перспективу работы на
целый год, а станем каждый раз открывать лишь одно «окошечко» новой
темы. Знать, что такое литература, что такое учебник и что он содержит в
себе, какие задачи стоят перед школьниками в этом году, — вот цель
первого, вводного урока литературы.
На уроке подведем итоги того, что достигнуто каждым
пятиклассником за четыре года обучения: что было прочитано, что
оставило в их сердце и памяти важный след, что, к сожалению, «прошло
мимо», не затронув глубоко и надолго внимания учащихся.
В то же время вводный урок — своеобразный праздник книги. Он
проводится в классе или в библиотеке, специально подготовленных для
этого: на доске — тема урока, на партах — учебник «Литература», 5 класс
(авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин), на стенде —
книги, прочитанные школьниками летом, иллюстрации к произведениям, о
которых хотели бы рассказать учащиеся. На доске — девиз урока «Чтение —
вот лучшее учение» (А. С. Пушкин) и «Книга — ваш друг и учитель» или
строки о чтении М. Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам»,
других писателей о книге, чтении, необходимости и важности книги для
каждого образованного человека.
Урок начинается со вступительного слова учителя, которое, как и
весь урок, подчинено общей цели — создать радостную, праздничную
атмосферу встречи с новым предметом — литературой, с новыми книгами,
произведениями, писателями; выяснить в процессе прослушивания
пересказов прочитанного уровень читательской культуры пятиклассников,
их интересы, навыки чтения и свободного пересказа; познакомить с новым
учебником «Литература», начать подготовку к первой теме — «Славянские
мифы».
Сложность задач обусловливает многообразие приемов работы на
этом уроке: от вступительного слова учителя о литературе, целях и
задачах первого урока к беседе о том, что прочитано пятиклассниками в
начальной школе и что особенно запечатлелось в памяти, а от этой беседы
к разговору о том, что прочитано летом (как называется рассказ,
повесть, книга, пьеса, кто автор, о чем книга, кто герои, что можно
сказать о них).
Учитель отметит наиболее удачные ответы, пересказы, рассказы о
героях тех, кто четко формулирует мысль, помнит имена авторов, героев,
может оценить прочитанное, объяснить поступки героев и т. д. В то же
время замечает, что многие школьники не запомнили фамилии авторов,
имена героев, не умеют четко формулировать ответы, не очень хорошо
пересказывают, не обратили внимания на иллюстрации, перепутали время и
место действия и т. д. Словом, читать по-настоящему — это не так
просто.
Прочитать внимательно книгу, задуматься над тем, что хотел
сказать автор, — это тоже труд, и немалый. На уроках литературы мы и
будем учиться читать, учиться понимать смысл прочитанного — вот что
важно услышать учащимся в итоге беседы.
Следующим этапом работы будет задание рассмотреть учебник, с
которым учащимся предстоит работать, и поделиться своими наблюдениями
(содержание, писатели, произведения, иллюстрации, вопросы и задания,
авторы, редакторы, художники, цели и задачи заданий, словаря,
иллюстраций и т. д.).
В 5 классе можно и нужно вести разговор о так называемых
элементах книги (обложка, титульный лист, форзац, предисловие,
послесловие, оглавление) и об их назначении, о библиотеках — домашней,
школьной, районной, государственной, а в более подготовленных классах —
о книжных каталогах, словарях и т. д.
Затем учитель подытоживает беседу, отмечает тех, кто увидел
много структурных элементов и правильно объяснил их роль, назначение.
Далее учащиеся читают вводную статью учебника вслух. Она
посвящена книге, ее значению в жизни любого человека. Важно, чтобы в
чтении этой статьи участвовали несколько учащихся, которые сообщают
сведения из этого текста. Они отвечают на вопросы учебника, составляют
план статьи, объясняют слова А. С. Пушкина: «Чтение — вот лучшее
учение». Дома школьники еще раз перечитывают статью, осмысливают и
готовятся к пересказу.
Предлагаем познакомиться с уроком по такой схеме.
Урок проводила Елена Владимировна Ключникова.
Класс выглядит празднично (цветы, на доске слова: «Книга — твой
друг!», выставка книг, рисунки учащихся к прочитанным книгам,
иллюстрации к произведениям, прочитанным школьниками летом, учебник
«Литература», 5 класс). Учительница начинает урок с краткого
вступительного слова: «Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы его
назовем первым, вводным, т. е. самый первый урок по новому для вас
предмету — литературе. Почему же он называется вводным? Что такое
литература?» Школьники отвечают, учительница уточняет их ответы.
Затем школьники вспоминают, что было прочитано в начальной
школе, как назывались прочитанные произведения, кто их автор, о чем они
рассказывали, кто их герои, чем они интересны...
«Как вы думаете, где мы можем встретиться с писателями и их
произведениями? (В библиотеках, в магазинах, где продаются книги.)
Какие бывают библиотеки? (Домашние, школьные, районные, городские,
государственные — из ответов учащихся.) Верно, именно в библиотеках мы
можем выбрать книги, которые нам хочется прочитать, именно в
библиотеках книги „заговорят" с нами. Итак, вы вспомнили прочитанное в
начальной школе, но после начальной школы у вас были каникулы,
очевидно, летом вы тоже что-то читали. Что? О чем были эти книги? Кто
их герои? Кто их авторы? Что вас особенно заинтересовало?»
Пятиклассники называют книги Мамина-Сибиряка, произведения
В. Жуковского, Л. Толстого, стихотворения М. Лермонтова, А. Барто и др.
Следующим этапом работы на уроке было чтение стихотворений,
сказывание сказок, пересказ фрагментов из прочитанных произведений.
Далее Елена Владимировна предлагает провести викторину, вопросы к
которой заранее готовили, чтобы посмотреть, кто больше читал летом и
кто лучше сформулирует ответ. Приведем примеры некоторых вопросов:
— Героев какой сказки я сейчас назову? (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Марья Моревна.)
— Куда собирались убежать герои рассказа А. П. Чехова «Мальчики»?
— Вспомните и назовите поэтов XIX века, стихи которых вы читали.
— Сказка какого писателя рассказывает о Рукодельнице и Ленивице?
— Из какой басни строка: «Вертит очками так и сяк...»? И т. д.
Следующий этап работы, предложенный учителем, — вспомнить
пословицы, посвященные книге и чтению. Школьники называют много пословиц
и поговорок, например: «Книги — мост в мир знаний», «С книгой
поведешься — ума наберешься», «Кто много читает, тот много знает», «С
книгой жить — век не тужить», «Ученье — свет, а неученье — тьма» и
многие другие.
Далее школьники рассматривают учебник «Литература» (автор
В. Я. Коровина и др.) самостоятельно, затем включаются в беседу. (Кто
авторы учебника? Какие художники оформляли книгу? Кто был редактором и
какова его роль в создании книги? Какие разделы есть в учебнике? Для
какой цели помещен краткий словарь литературоведческих терминов? Какую
роль играют сноски? Для чего предназначены статьи, помещенные после
изучаемых произведений? Какова роль вопросов и заданий? Чему они
помогают? Что такое форзац и как он связан с содержанием книги?)
Наблюдения учащихся всегда интересны, часто неожиданны. Именно
это и отмечает учительница: «Все вы были очень внимательны, мне
кажется, что большинство из вас достаточно подготовлены к новому курсу.
Прочитаем вступительную статью и поразмышляем над ее содержанием».
Записанные нами высказывания, пересказы, рассказы учащихся на
ypoках, проведенных Е. В. Ключниковой и Т. И. Максимовой, говорят о
том, что летом ребята прочитали много книг. Вот фрагменты рассказов:
«Моей любимой книгой является сказка «Гордячка». В это лето я опять ее
перечитывала. В ней рассказывается о волшебных приключениях. Много
испытаний выпало на ее долю, но всему виной была ее гордыня...»; «Я
читал книгу Льва Кассиля „Черемыш, брат героя". В ней рассказывается о
мальчике, который остался без родителей. Он хотел иметь брата и стал
выдавать за него героя...»
На следующем уроке пятиклассники пересказывают первую статью
учебника, отвечают на вопросы учителя и начинают новую тему —
«Славянские мифы». |