Изучение в школе рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»,
написанного в 1872 г., имеет утвердившуюся традицию, несмотря на то что
рассказ этот время от времени «кочует» из начальной школы в среднюю и
обратно. Многочисленные рекомендации следовало бы рассмотреть обзорно,
имея целью создание общей методической модели. Исходя из этого, мы
предлагаем примерное планирование темы и практическое ее использование.
Примерное планирование изучения рассказа
«Кавказский пленник»
1-й урок. «На Кавказе
тогда война была». Слово о Л. Н. Толстом. Детские годы. Начало
литературной деятельности. Служба на Кавказе. Исторические события,
получившие свое отражение в рассказе. История создания рассказа
«Кавказский пленник». Рассказ как произведение для детей. Смысл
жанрового определения «рассказ-быль». Чтение на уроке 1-й и 2-й глав
рассказа.
2-й урок. Два пленника.
Обмен впечатлениями от самостоятельного домашнего чтения рассказа.
Комментированное перечитывание на уроке 3-й и 4-й глав рассказа. Жизнь
Жилина и Костылина в плену. Быт и нравы горцев.
3-й урок. Два побега.
Перечитывание в классе 5-й и 6-й глав рассказа. Сопоставление двух
побегов. Дружба Жилина с Диной. Истоки вражды людей и дружбы между
ними. Портрет в рассказе.
4-й урок. Любимый рассказ
Л. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Два характера —две судьбы. Роль
картин природы в рассказе (пейзаж глазами героя). Особенности языка
рассказа. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Отношение
Л. Н. Толстого к войне как к варварскому способу решения национальных
конфликтов. Подготовка к классной письменной работе.
Опережающие вопросы и задания
Общие:
— Подготовиться к беседе о произведениях Толстого, изучавшихся ранее.
— Самостоятельно прочитать рассказ «Кавказский пленник». Составить цитатный план рассказа, например:
1. Не дамся им живой.
2. Ты все серчаешь, а товарищ твой смирный.
3. Прошла про Жилина слава, что он мастер.
4. Нынче бежать надо.
5. Бросить товарища не годится.
6. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается.
— Подготовиться к беседе по 1-й и 2-й главам рассказа.
— Ответить на вопросы: какие эпизоды в рассказе кажутся
вам основными и почему? В каких из них сопоставляется поведение Жилина
и Костылина? Подумать над смыслом заглавия рассказа.
Групповые:
— Подготовить словесные портреты Жилина, Костылина и Дины (устное рисование).
Индивидуальные:
— Подготовить сообщения о жизни Л. Толстого: детские
годы, история с «зеленой палочкой», Л. Толстой на Кавказе и в
Севастополе.
— Подготовить рассказы о дружбе Жилина и Дины от лица обоих.
Содержанием вступительного слова учителя и сообщений
учащихся о Л. Толстом могло бы быть воспроизведение главы «Любимый
рассказ Толстого» из книги К. Н. Ломунова «Лев Толстой».
Молодой Лев Толстой вел дневник, в котором обличал себя
за тщеславие, лень, непоследовательность. Старший брат его Николай
служил в армии. Он убедил Льва поехать с ним на Кавказ, что тот и
сделал. В 1851 г. братья Толстые приехали в станицу на берегу Терека,
где Лев Николаевич прослужил почти три года. Лев Николаевич вначале был
разочарован Кавказом, где не нашел невероятных приключений, но вскоре
ему открылся подлинный Кавказ, который и остался в его душе навсегда.
Впечатления эти отразились в его военных рассказах и повестях «Казаки» и
«Хаджи Мурат».
Много лет спустя, создавая для школьников свою
«Азбуку», Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором
отразилось происшествие, случившееся с ним самим. Однажды он далеко
отъехал от своего отряда и чуть не попал в плен. Выручил писателя его
друг чеченец Садо. Когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой мог
легко уйти от них на своем резвом коне, но тогда бы он бросил в беде
друга. У Садо было незаряженное ружье, но он делал вид, что целится в
преследователей, и кричал на них. А те хотели взять Садо и Толстого
живыми и потому не стреляли. Друзья успели подъехать к крепости
Грозной, так что часовые их увидели и подняли тревогу. Конные казаки
выехали из крепости, и чеченцы повернули в горы.
Толстой встречался с офицерами, попавшими в плен, и
расспрашивал их обо всем в подробностях. Л. Толстой осуждал покорителей
горских аулов, жестокость горцев, не уступавших в этом царским
генералам. Он выступал против национальной розни, против тех, кто
натравливает народы друг на друга.
Лев Толстой выступал против всяких войн как варварского
способа разрешать несогласия, а не только против этой войны. Поэтому
писатель в рассказе написал коротко: «На Кавказе тогда война была», не
уточняя, какая именно. В одном из пособий рекомендуется избегать
параллелей с современностью, но ассоциации тут напрашиваются, и важно
уточнить, что дело не в совпадениях, а в общем отношении писателя к
войне.
В пособии «Л. Н. Толстой в школе» В. В. Голубков
вспоминал, как его ученики в начальной земской школе в сорокаградусный
мороз слушали чтение учителем рассказа «Кавказский пленник». При этом
Голубков только читал, а между тем ученики увидели разницу между
Жилиным и Костылиным, им нравилась Дина, они поняли, что татары бывают
злые, а бывают и добрые. И учитель воспринимал этот урок чтения как
неповторимый праздник.
Двадцать лет спустя Голубков повторил опыт
эмоционального чтения не в сельской школе, а результат был опять
удивительный. Ученики воспроизводили сюжет, понимали героев с несложной
психологией, но такие образы, как татарин на пасеке или старик,
потерявший сыновей, были для них сложны. Методист делает важный вывод:
на уроках по изучению рассказа должен прежде всего звучать текст
Толстого, которому будет сопутствовать анализ, опирающийся на детские
впечатления и имеющий целью доведение этих впечатлений до ясных
понятий, а вопросы и задания должны стимулировать самостоятельное
освоение учениками прочитанного.
На первом уроке такими вопросами и заданиями могли бы быть следующие:
— Как договаривались Жилин и Костылин вести себя,
уезжая от обоза, и как они себя вели, встретившись с горцами?
— Какое решение принимает Жилин, попав в безвыходное положение?
— Сравните поведение Жилина и Костылина во время
торгов. Зачем Жилин торгуется, если он и не думал посылать письмо
матери?
На втором уроке важно выявить отличия в поведении
плененных героев, отсюда вопросы и задания, направленные на выяснение
мотивов действий Жилина и бездействия Костылина:
— Чьими глазами мы видим картины аула и жизни горцев и
почему? Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и
почему?
— Справедливо ли говорят горцы о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный»? Какие у них для этого основания?
— Почему к Жилину стали приезжать татары даже из дальних аулов?
— Выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина, например: ходит, высматривает, рукодельничает, роет и т. д. То же самое в отношении Костылина (пишет, ждет, скучает, спит). Что можно найти интересного в жизни Жилина и Костылина?
На третьем уроке сопоставление двух пленных получает
дополнительный материал. После перечитывания в классе двух последних
глав уместно спросить ребят о том, как ведут себя Жилин и Костылин при
первом побеге. Предлагается выбрать из 5-й главы глагольные описания
действий обоих беглецов, например: раскопал дыру, по звездам примечает, осматривает, подполз к дороге, несет Костылина на себе. А что делает в это время другой? Зацепил камень ногой, жалуется, ноет, всего боится, покряхтывает, стонет, отстает.
— Почему Костылин оказался при побеге не соратником
Жилина, а обузой? Ожидали ли вы заранее, как поведут себя Жилин и
Костылин во время побега? Почему вы так предполагали? (По материалам Н. Я. Мещеряковой.)
— Почему в одних и тех же условиях один пленник
проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется, а
другой только страдает (нерешителен, труслив, эгоистичен, плохо
переносит боль, усталость, трудности, скорее всего, не действует, а
находится в том или ином состоянии)?
Обратите внимание учеников на то, что и фамилии героев
как бы в паре, рифмуются. Можно предложить отдельным школьникам найти в
толковом словаре значения слов «жила» и «костыль»: жила — сухожилие,
прочное окончание мышц; жилистый, двужильный — сильный, упругий.
Костыль — палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего
человека: «молодецкая жила», «кость да жила, а вся сила». Или
«подкостыливает» — плетется помаленьку.
В ряде методических пособий предлагаются полезные
задания и вопросы, связанные с темой дружбы Жилина и Дины. Естественно,
что прежде всего возникает вопрос о том, почему Дина помогает Жилину,
почему она относится к нему не так, как другие горцы, да и не так, как
относилась она сама вначале. Почему она перестала видеть в нем врага?
Только ли потому, что он подарил ей куклу?
— Почему вначале о Дине говорилось «... прыгнет прочь, как коза дикая», а в конце — «как козочка прыгает»?
— Без чьей помощи при всей решимости Жилина его
намерение бежать не увенчалось бы успехом? По каким деталям видно
отношение Жилина к Дине?
— Чем у Жилина, Толстого и у нас вызывает симпатию
Дина? Какие детали ее портрета, поведения помогают понять это? Почему,
выбравшись из ямы, Жилин первым делом велит Дине отнести шест на место?
— Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? (По
материалам А. К. Киселева, Е. С. Романичевой, М. С. Дубинской,
Л. С. Новосельской, Р. И. Альбетковой, Н. Я. Мещеряковой,
Д. В. Дубининой.)
На четвертом уроке подводятся итоги чтения и анализа
рассказа. Важно дать понять ученикам, почему этот рассказ был любимым у
самого Л. Толстого, который писал об этом так: «Это образец тех
приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над
языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и,
главное, ясно». Он замечал, что «длинный закрученный период, с
вставочными и вводными предложениями, не только не есть красота, но он
почти всегда скрывает слабость мысли и всегда неясность мысли».
Вопросы и задания на четвертом уроке призваны выделить
именно эти качества рассказа. Например, вопросы из рекомендаций
Л. И. Коноваловой:
— Почему произведение Л. Н. Толстого названо «рассказ-быль»?
— Дает ли Толстой развернутые портреты своих героев?
Попробуйте воссоздать портреты Жилина, Костылина и Дины, используя
ключевые детали текста. Выделите у каждого героя основную деталь
портрета.
— Как описания природы помогают понять переживания
героев? Почему фразу «Жилин спешит, а месяц еще скорее выбирается»
можно назвать характерной для этого рассказа?
Во всех рекомендациях выделен основной проблемный
вопрос: почему в заглавии рассказа сказано об одном пленнике, ведь их
двое?
— Зачем же тогда автору в рассказе понадобился Костылин?
— Подходит ли к Жилину слово герой в обычном смысле? Чем отличается Жилин от сказочных героев?
— Что вы можете сказать о языке рассказа? Прост он или
сложен, понятен или есть непонятные слова и выражения? Почему автор
выделяет глаголы?
В доступной пятиклассникам форме уместно было бы
сказать, что «Кавказский пленник» тоже своего рода «Война и мир»,
только для детей. И здесь, как в большой эпопее, разъединению и вражде
людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, — «мир».
Толстой утверждает, что все люди могут быть дружны, что
разные обычаи, язык, вера не мешают, если люди уважают друг друга,
умеют работать, не рвутся к наживе. Что думает Толстой о войне?
С. Я. Маршак высоко оценил любимый рассказ Толстого за
силу воздействия на читателя, краткость, за сложность и простоту
одновременно. Язык рассказа напоминает язык народных сказок и былей.
Фразы нередко начинаются с глагола, что передает стремительность
развития действия, делает язык рассказа близким к разговорному. Вот
почему и сам Толстой считал рассказ своим лучшим произведением. |