Изучение в школе рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», 
написанного в 1872 г., имеет утвердившуюся традицию, несмотря на то что
 рассказ этот время от времени «кочует» из начальной школы в среднюю и 
обратно. Многочисленные рекомендации следовало бы рассмотреть обзорно, 
имея целью создание общей методической модели. Исходя из этого, мы 
предлагаем примерное планирование темы и практическое ее использование.
 
  
 Примерное планирование изучения рассказа 
 «Кавказский пленник» 
       1-й урок. «На Кавказе 
тогда война была». Слово о Л. Н. Толстом. Детские годы. Начало 
литературной деятельности. Служба на Кавказе. Исторические события, 
получившие свое отражение в рассказе. История создания рассказа 
«Кавказский пленник». Рассказ как произведение для детей. Смысл 
жанрового определения «рассказ-быль». Чтение на уроке 1-й и 2-й глав 
рассказа. 
       2-й урок. Два пленника. 
Обмен впечатлениями от самостоятельного домашнего чтения рассказа. 
Комментированное перечитывание на уроке 3-й и 4-й глав рассказа. Жизнь 
Жилина и Костылина в плену. Быт и нравы горцев. 
       3-й урок. Два побега. 
Перечитывание в классе 5-й и 6-й глав рассказа. Сопоставление двух 
побегов. Дружба Жилина с Диной. Истоки вражды людей и дружбы между 
ними. Портрет в рассказе. 
       4-й урок. Любимый рассказ
 Л. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Два характера —две судьбы. Роль 
картин природы в рассказе (пейзаж глазами героя). Особенности языка 
рассказа. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Отношение 
Л. Н. Толстого к войне как к варварскому способу решения национальных 
конфликтов. Подготовка к классной письменной работе. 
 
  
 Опережающие вопросы и задания 
       Общие: 
       — Подготовиться к беседе о произведениях Толстого, изучавшихся ранее. 
       — Самостоятельно прочитать рассказ «Кавказский пленник». Составить цитатный план рассказа, например: 
       1. Не дамся им живой. 
       2. Ты все серчаешь, а товарищ твой смирный. 
       3. Прошла про Жилина слава, что он мастер. 
       4. Нынче бежать надо. 
       5. Бросить товарища не годится. 
       6. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается. 
       — Подготовиться к беседе по 1-й и 2-й главам рассказа. 
       — Ответить на вопросы: какие эпизоды в рассказе кажутся
 вам основными и почему? В каких из них сопоставляется поведение Жилина
 и Костылина? Подумать над смыслом заглавия рассказа. 
       Групповые: 
       — Подготовить словесные портреты Жилина, Костылина и Дины (устное рисование). 
       Индивидуальные: 
       — Подготовить сообщения о жизни Л. Толстого: детские 
годы, история с «зеленой палочкой», Л. Толстой на Кавказе и в 
Севастополе. 
       — Подготовить рассказы о дружбе Жилина и Дины от лица обоих. 
       Содержанием вступительного слова учителя и сообщений 
учащихся о Л. Толстом могло бы быть воспроизведение главы «Любимый 
рассказ Толстого» из книги К. Н. Ломунова «Лев Толстой». 
       Молодой Лев Толстой вел дневник, в котором обличал себя
 за тщеславие, лень, непоследовательность. Старший брат его Николай 
служил в армии. Он убедил Льва поехать с ним на Кавказ, что тот и 
сделал. В 1851 г. братья Толстые приехали в станицу на берегу Терека, 
где Лев Николаевич прослужил почти три года. Лев Николаевич вначале был
 разочарован Кавказом, где не нашел невероятных приключений, но вскоре 
ему открылся подлинный Кавказ, который и остался в его душе навсегда. 
Впечатления эти отразились в его военных рассказах и повестях «Казаки» и
 «Хаджи Мурат». 
       Много лет спустя, создавая для школьников свою 
«Азбуку», Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором 
отразилось происшествие, случившееся с ним самим. Однажды он далеко 
отъехал от своего отряда и чуть не попал в плен. Выручил писателя его 
друг чеченец Садо. Когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой мог 
легко уйти от них на своем резвом коне, но тогда бы он бросил в беде 
друга. У Садо было незаряженное ружье, но он делал вид, что целится в 
преследователей, и кричал на них. А те хотели взять Садо и Толстого 
живыми и потому не стреляли. Друзья успели подъехать к крепости 
Грозной, так что часовые их увидели и подняли тревогу. Конные казаки 
выехали из крепости, и чеченцы повернули в горы. 
       Толстой встречался с офицерами, попавшими в плен, и 
расспрашивал их обо всем в подробностях. Л. Толстой осуждал покорителей
 горских аулов, жестокость горцев, не уступавших в этом царским 
генералам. Он выступал против национальной розни, против тех, кто 
натравливает народы друг на друга. 
       Лев Толстой выступал против всяких войн как варварского
 способа разрешать несогласия, а не только против этой войны. Поэтому 
писатель в рассказе написал коротко: «На Кавказе тогда война была», не 
уточняя, какая именно. В одном из пособий рекомендуется избегать 
параллелей с современностью, но ассоциации тут напрашиваются, и важно 
уточнить, что дело не в совпадениях, а в общем отношении писателя к 
войне. 
       В пособии «Л. Н. Толстой в школе» В. В. Голубков 
вспоминал, как его ученики в начальной земской школе в сорокаградусный 
мороз слушали чтение учителем рассказа «Кавказский пленник». При этом 
Голубков только читал, а между тем ученики увидели разницу между 
Жилиным и Костылиным, им нравилась Дина, они поняли, что татары бывают 
злые, а бывают и добрые. И учитель воспринимал этот урок чтения как 
неповторимый праздник. 
       Двадцать лет спустя Голубков повторил опыт 
эмоционального чтения не в сельской школе, а результат был опять 
удивительный. Ученики воспроизводили сюжет, понимали героев с несложной
 психологией, но такие образы, как татарин на пасеке или старик, 
потерявший сыновей, были для них сложны. Методист делает важный вывод: 
на уроках по изучению рассказа должен прежде всего звучать текст 
Толстого, которому будет сопутствовать анализ, опирающийся на детские 
впечатления и имеющий целью доведение этих впечатлений до ясных 
понятий, а вопросы и задания должны стимулировать самостоятельное 
освоение учениками прочитанного. 
       На первом уроке такими вопросами и заданиями могли бы быть следующие: 
       — Как договаривались Жилин и Костылин вести себя, 
уезжая от обоза, и как они себя вели, встретившись с горцами? 
       — Какое решение принимает Жилин, попав в безвыходное положение? 
       — Сравните поведение Жилина и Костылина во время 
торгов. Зачем Жилин торгуется, если он и не думал посылать письмо 
матери? 
       На втором уроке важно выявить отличия в поведении 
плененных героев, отсюда вопросы и задания, направленные на выяснение 
мотивов действий Жилина и бездействия Костылина: 
       — Чьими глазами мы видим картины аула и жизни горцев и 
почему? Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и 
почему? 
       — Справедливо ли говорят горцы о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный»? Какие у них для этого основания? 
       — Почему к Жилину стали приезжать татары даже из дальних аулов? 
       — Выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина, например: ходит, высматривает, рукодельничает, роет и т. д. То же самое в отношении Костылина (пишет, ждет, скучает, спит). Что можно найти интересного в жизни Жилина и Костылина? 
       На третьем уроке сопоставление двух пленных получает 
дополнительный материал. После перечитывания в классе двух последних 
глав уместно спросить ребят о том, как ведут себя Жилин и Костылин при 
первом побеге. Предлагается выбрать из 5-й главы глагольные описания 
действий обоих беглецов, например: раскопал дыру, по звездам примечает, осматривает, подполз к дороге, несет Костылина на себе. А что делает в это время другой? Зацепил камень ногой, жалуется, ноет, всего боится, покряхтывает, стонет, отстает. 
       — Почему Костылин оказался при побеге не соратником 
Жилина, а обузой? Ожидали ли вы заранее, как поведут себя Жилин и 
Костылин во время побега? Почему вы так предполагали? (По материалам Н. Я. Мещеряковой.) 
       — Почему в одних и тех же условиях один пленник 
проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется, а 
другой только страдает (нерешителен, труслив, эгоистичен, плохо 
переносит боль, усталость, трудности, скорее всего, не действует, а 
находится в том или ином состоянии)? 
       Обратите внимание учеников на то, что и фамилии героев 
как бы в паре, рифмуются. Можно предложить отдельным школьникам найти в
 толковом словаре значения слов «жила» и «костыль»: жила — сухожилие, 
прочное окончание мышц; жилистый, двужильный — сильный, упругий. 
Костыль — палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего 
человека: «молодецкая жила», «кость да жила, а вся сила». Или 
«подкостыливает» — плетется помаленьку. 
       В ряде методических пособий предлагаются полезные 
задания и вопросы, связанные с темой дружбы Жилина и Дины. Естественно,
 что прежде всего возникает вопрос о том, почему Дина помогает Жилину, 
почему она относится к нему не так, как другие горцы, да и не так, как 
относилась она сама вначале. Почему она перестала видеть в нем врага? 
Только ли потому, что он подарил ей куклу? 
       — Почему вначале о Дине говорилось «... прыгнет прочь, как коза дикая», а в конце — «как козочка прыгает»? 
       — Без чьей помощи при всей решимости Жилина его 
намерение бежать не увенчалось бы успехом? По каким деталям видно 
отношение Жилина к Дине? 
       — Чем у Жилина, Толстого и у нас вызывает симпатию 
Дина? Какие детали ее портрета, поведения помогают понять это? Почему, 
выбравшись из ямы, Жилин первым делом велит Дине отнести шест на место? 
       — Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? (По
 материалам А. К. Киселева, Е. С. Романичевой, М. С. Дубинской, 
Л. С. Новосельской, Р. И. Альбетковой, Н. Я. Мещеряковой, 
Д. В. Дубининой.) 
       На четвертом уроке подводятся итоги чтения и анализа 
рассказа. Важно дать понять ученикам, почему этот рассказ был любимым у
 самого Л. Толстого, который писал об этом так: «Это образец тех 
приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над
 языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, 
главное, ясно». Он замечал, что «длинный закрученный период, с 
вставочными и вводными предложениями, не только не есть красота, но он 
почти всегда скрывает слабость мысли и всегда неясность мысли». 
       Вопросы и задания на четвертом уроке призваны выделить 
именно эти качества рассказа. Например, вопросы из рекомендаций 
Л. И. Коноваловой: 
       — Почему произведение Л. Н. Толстого названо «рассказ-быль»? 
       — Дает ли Толстой развернутые портреты своих героев? 
Попробуйте воссоздать портреты Жилина, Костылина и Дины, используя 
ключевые детали текста. Выделите у каждого героя основную деталь 
портрета. 
       — Как описания природы помогают понять переживания 
героев? Почему фразу «Жилин спешит, а месяц еще скорее выбирается» 
можно назвать характерной для этого рассказа? 
       Во всех рекомендациях выделен основной проблемный 
вопрос: почему в заглавии рассказа сказано об одном пленнике, ведь их 
двое? 
       — Зачем же тогда автору в рассказе понадобился Костылин? 
       — Подходит ли к Жилину слово герой в обычном смысле? Чем отличается Жилин от сказочных героев? 
       — Что вы можете сказать о языке рассказа? Прост он или 
сложен, понятен или есть непонятные слова и выражения? Почему автор 
выделяет глаголы? 
       В доступной пятиклассникам форме уместно было бы 
сказать, что «Кавказский пленник» тоже своего рода «Война и мир», 
только для детей. И здесь, как в большой эпопее, разъединению и вражде 
людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, — «мир». 
       Толстой утверждает, что все люди могут быть дружны, что
 разные обычаи, язык, вера не мешают, если люди уважают друг друга, 
умеют работать, не рвутся к наживе. Что думает Толстой о войне? 
       С. Я. Маршак высоко оценил любимый рассказ Толстого за 
силу воздействия на читателя, краткость, за сложность и простоту 
одновременно. Язык рассказа напоминает язык народных сказок и былей. 
Фразы нередко начинаются с глагола, что передает стремительность 
развития действия, делает язык рассказа близким к разговорному. Вот 
почему и сам Толстой считал рассказ своим лучшим произведением.  |