Особый мир платоновских героев откроется пятиклассникам впервые в
рассказе «Никита». Быль и фантастика, одухотворение природы в
воображении героя, жизнь как борьба добра и зла, радости и грусти,
страдания и счастья, оптимистическое восприятие окружающего мира — все
это в рассказе Платонова встретится детям, и им предстоит это
воспринять и осмыслить.
«Стоит открыть любой рассказ или повесть этого
писателя — и вас вскоре пронзит печальный звук, томящийся над землей
Платонова», — говорится в предисловии С. Семеновой к платоновскому
роману «Чевенгур».
«Поэтика писателя включает в себя самые различные
элементы: от притчи до бытового эпизода, от иконы до лубка и плаката,
от философского раздумья до лирического переживания. Изобразительность
сочетается с советом, как жить, и выводом о законе жизни. За
воодушевлением поэта и первопроходца проглядывает усмешка мудреца и
аналитическая трезвость сатирика. А. Платонов оглядывается на свою
юность с любовью и снисхождением... И отсюда всего один шаг до других
произведений 26-го года, единых не по форме — по внутренней сути. В них в
полной мере услышано от мира „его собственное имя из его же уст,
вместо нарочно выдуманных прозваний..."
По мысли писателя, „цель искусства — найти для мира
объективное состояние, где бы сам мир нашел себя и пришел в равновесие и
где бы нашел его человек родным...". Мир и человек — центральные
понятия А. Платонова-художника, выдающие в его литературном изображении
присутствие философского взгляда» (Платонов А. П. Повести. Рассказы. Из писем / Сост. и подготовка текста М. А. Платоновой).
Приступая к этой теме, учитель расскажет о трудной
судьбе великолепного писателя, которого долгие годы не понимали, не
принимали. И только в последние десятилетия он был по-настоящему
оценен. Его необычный стиль захватил читателя, стали широко
публиковаться его произведения на радость читающей публике.
Поэтика его произведений, как и герои, совершенно
уникальна и не похожа ни на какие произведения других писателей... Мир и
человек — центральные понятия Платонова-художника.
Вот и рассказ «Никита», который предстоит прочитать
школьникам и осмыслить его содержание, как бы демонстрирует это понятие
писателя — мир и человек.
Небольшой рассказ прочитает вслух в классе учитель с
тем, чтобы он был максимально понят пятиклассниками. Организуя беседу
по прочитанному, учитель, разумеется, начнет с самого простого —
содержания, сюжета прочитанного, героя и его поведения, общения с
окружающим миром:
— Почему так назван рассказ? Кто главный герой? Сколько
ему было лет? Как вы понимаете фразу матери, которой она успокаивает
Никиту («Чего ты боишься-то? На небе солнце светит, кругом в полях
людно, ты не бойся, ты живи смирно один...»)?
— Как же Никита жил один? Чем он занимался? Кого хорошо
знал и кого хотел узнать? Кого увидел во дворе? Почему в сарае
«оставались чистые стежки»? Кем казались Никите солнце, банька, петух?
Чем заканчивается рассказ? О чем ему рассказывает отец? Как объясняет
он то, почему один гвоздь оказался добрым?
— Как вы понимаете концовку: «Давай всё трудом
работать, и все живые будут»? О чем этот рассказ? Что им хочет сказать
автор? Школьники готовят комментированное чтение. |