Василий Андреевич Жуковский, выражая сложность чувств и глубину
личных переживаний, создал совершенно особую поэзию. Он преобразовал
старые жанры, перестроил стилистические, стиховые, интонационные формы
поэтической речи.
Жуковский понимал, что общественные условия в России его эпохи
сковывают духовные богатства человека. Не находя опоры своим чувствам в
современной ему действительности, поэт обращается к истокам народной
культуры, к обычаям, поверьям, быту и нравам народа, национальной
культуре.
Так Жуковский приходит к идее народности, выступает зачинателем
народной темы в нашей поэзии. Он обрабатывает на свой лад
средневековые легенды европейских народов и знакомит русскую публику с
неведомыми ей старинными сюжетами.
При этом во всех переводах и переложениях отчетливо выражен
гуманистический пафос Жуковского. Как бы ни были несходны средневековые
легенды Англии, Шотландии и Германии, как бы ни разнились восточный и
европейский эпос, нравственность народов содержала общие духовные
принципы. Народная мораль отдавала предпочтение внутренней красоте
человека, его благородству, высоким чувствам и мыслям, а не социальному
происхождению, богатству и связям. Эти народные представления отвечали
личным взглядам Жуковского, человека без знатного имени и состояния,
вынужденного в дворянском обществе утверждать себя талантом и
литературным трудом.
В программу 5 класса включены два произведения
В. А. Жуковского — «Спящая царевна» и «Кубок». Оба эти произведения
имеют в истоках народные предания разных стран. Как известно, «Спящая
царевна» появилась в результате дружеского соревнования с Пушкиным в
том, кто лучше обработает народную сказку. В основе «Кубка» лежит
баллада Ф. Шиллера «Водолаз». Немецкий поэт воспользовался легендой XII
в. о замечательном пловце, но облагородил ее (в предании пловец
погибает от жадности). Жуковский основательно перестроил балладу
(вместо морских чудищ паж видит реальных рыб). Шиллер полагал, что боги
скрывают от человека только те тайны, познание которых наполнило бы
его ужасом. Жуковский считал, что человеку недоступно познание любых
тайн, должных оставаться, согласно предначертанию свыше, за пределами
разума.
Учитель поможет познакомиться со сказкой «Спящая царевна»,
балладой «Кубок», с помощью вопросов из учебника осмыслить их
содержание, подготовить выразительное чтение этих текстов.
Было бы хорошо, если бы школьники попробовали свои силы в
создании рисунков к сказке и балладе, которые хорошо воспринимаются
пятиклассниками. Активно выступают учащиеся в роли не только чтецов, но
и художников.
Возможны и другие виды работ, например инсценированное чтение
или чтение по ролям, индивидуальное выразительное чтение, выделяющее
добро и зло. Поскольку создавалась «Спящая царевна» как соревнование с
А. С. Пушкиным на лучшую обработку народной сказки, то важно
сопоставить эту сказку с русскими народными: есть ли в сказке
Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с
народными и что отличает от народных сказок? Что можно рассказать о
героях этой сказки?
В балладе «Кубок» пятиклассников особенно занимают герои и их
поступки: почему они так поступают? Как это их характеризует? |