Четверг, 08.12.2016, 14:51

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»
16.09.2014, 18:28

      «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка» — так зачаровывает слушателя и вводит его в свой мир прекрасная русская народная сказка. Передаваясь из уст в уста, сказки постоянно совершенствуются, достигают необычайной выразительности. В самом деле, народная сказка свидетельствует о кропотливом поиске совершенства содержания и формы, в ней нет случайных эпизодов и диалогов, описаний, без нужды затягивающих действие. Обратим внимание на то, что даже имя героя дается лишь в том случае, когда подчеркивается его особая роль.
    Волшебные сказки, включенные в программу 5 класса, позволят учителю показать при их изучении самое характерное для русской народной сказки.
     Учитель подготавливает школьников к восприятию волшебной героической сказки, воспевающей подвиги Ивана — крестьянского сына на Калиновом мосту.
   После рассказывания или чтения сказки учителем выясняем, насколько интересной показалась школьникам вновь прочитанная сказка, верно ли поняты ими содержание и характеры героев, готовы ли школьники ответить на вопросы учителя. Например: «Понравились ли вам герои сказки? Кто больше всех? Почему? Как называют Ивана — крестьянского сына на протяжении всей сказки? Что общего в зачине и концовке сказки? В чем подвиг Ивана — крестьянского сына?»
      При подготовке пересказов и выразительного чтения дома и на уроке учащиеся обратят внимание на особенности всей сказки.
      Следующий урок начинается с пересказов учащихся. Школьники отвечают на вопросы, пересказывают, читают, выбирают из текста наиболее важное, составляют план. Пересказ иллюстрируется выразительным чтением эпизодов.
      Параллельно ведется работа по вопросам и заданиям: «На какие части распадается сказка? Озаглавьте их. Подготовьтесь рассказать одну из них (по выбору); сохраните в пересказе особенности сказочного повествования (повторение близких по значению слов: жили-были, разорил, разграбил; предложения, похожие на стихотворные строки: „старший брат спит, во всю мочь храпит...")».
      Для такого пересказа с сохранением особенностей сказочного повествования можно предложить начало сказки до того момента, когда братья остановились в избушке на реке Смородине.
      Выборочный пересказ «О подвигах Ивана — крестьянского сына» начинается со слов Ивана: «Ну, братцы, заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтобы чудо-юдо через Калиновый мост не пропустить...» Последние слова Ивана позволяют школьникам сделать вывод о том, что именно Иван больше других братьев понимает ответственность за безопасность своей земли.
      Далее школьники выбирают и оценивают именно те фрагменты текста, которые свидетельствуют о героических поступках Ивана — крестьянского сына, превосходящего своего противника не только по физической силе и находчивости, стойкости и терпеливости, но главное — по силе духа, которую дает ему сознание правого, справедливого дела защиты родной земли.
      Важно иметь в виду, что каждая часть сказки требует во время пересказа и беседы общего и детального ее рассмотрения.
      Вопрос «Что заставило трех братьев покинуть родной дом?» и ответ учащихся, пересказ фрагмента сказки, связанного с ее началом, предполагают одновременное и дополнительное рассматривание деталей этого фрагмента. Чем объяснить, что по имени назван только Иванушка? Как описывается мирный крестьянский труд? («Не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали...») Чем страшна весть, которая разнеслась в царстве-государстве? («Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить».) Обратим внимание учащихся, что братья, не раздумывая, решаются идти на бой и биться насмерть с врагом, что родители не стали «удерживать да отговаривать... Снарядили всех троих сыновей в путь-дорогу».
      Рассказывая о том, как братья приехали в деревню, учащиеся верно замечают, что все увиденное братьями в деревне как бы укрепляет их решение, удваивает их силы. Решение братьев подкрепляется и словами старухи: «...за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал». После этого братья еще больше заторопились в путь-дорогу.
      С самого начала, как уже было сказано, именно Иван относится к делу серьезнее других братьев, глубоко чувствуя ответственность перед родной землей. С момента начала первого боя с чудом-юдом автор-народ называет уже главного героя не Иванушкой и не Иваном, а Иваном — крестьянским сыном, как бы отдавая ему дань народного уважения. Школьники не всегда замечают эти будто бы небольшие изменения, учитель должен их подчеркнуть.
      Отвечая на вопрос, почему каждый бой становился для Ивана все тяжелее и опаснее, пересказывая эпизоды каждого боя в отдельности, школьники сопоставят поведение чуда-юда и Ивана — крестьянского сына.
      Учащиеся отмечают, что в отличие от чуда-юда Иван — крестьянский сын не хвалится и врага за похвальбу упрекает, серьезным и справедливым делом считает он бой, речь его пересыпана пословицами, поговорками, которые как бы объединяют его со всем народом, за который он пришел биться с чудом-юдом, врагом родной земли.
      Анализируя текст по вопросу «Чем отличается третий бой от первых двух?», школьники должны представлять, с какой целью преувеличенно, гиперболически показываются опасности каждого нового боя и как возрастает сила духа, терпение, наблюдательность, смелость, стойкость главного героя.
      «Нелегко было выиграть Ивану — крестьянскому сыну эти три боя, но он все-таки их выиграл, победил чудо-юдо поганое, — говорят школьники, — потому что он ведь пришел насмерть биться, чтобы добрых людей от чуда-юда избавить. Себя он не берег, о себе не думал, говорил: „...бей, руби, себя не береги". Он боролся за справедливое дело». А вот ответ на вопрос «Каким предстает Иван — крестьянский сын в последних эпизодах сказки?»: «В последних эпизодах Иван — крестьянский сын не только смелый и мужественный, но и находчивый. Он перехитрил чудо-юдовых жен, целым и невредимым вместе с братьями возвратился домой поле пахать да пшеницу сеять...»
      Помогая школьникам раскрыть характер Ивана — крестьянского сына, полезно использовать и такое задание: «Прочитайте пословицы „Вороне соколом не быть"; „Кто скоро помог, тот дважды помог" и др. Какими пословицами мы можем воспользоваться, чтобы охарактеризовать Ивана — крестьянского сына, а какими — людей, похожих на его братьев?»
      Беседа, как и сама сказка, идет на постоянном сопоставлении, вернее, противопоставлении слов и поведения Ивана и чуда-юда в бою и перед боем (скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство и т. д.), поведения Ивана и его братьев, их отношения ко всему окружающему. Сами качества при этом нигде не называются, до них читатель должен додуматься, заметить их. Главный герой терпелив, бьется с врагом насмерть, не говорит о победах до поры, сам урезонивает своего хвастливого противника. Его речь спокойна и полна человеческого достоинства, она изобилует похожими на пословицы краткими изречениями, делающими его речь сильнее и убедительнее и еще раз подчеркивающими его тесную связь с народом: «Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его».
      Поступки главного героя и его противника легко сопоставляются в процессе проведения наблюдений над языком сказки, например:

Иванушка и его родственники: не ленились, трудились, пахали, засевали, затужили, загоревали, пойдем биться насмерть, вернулись, стали поле пахать...

Чудо-юдо, чудо-юдовы жены и мать: собирается напасть, разорил, разграбил, вогнал в сыру землю, свистом оглушает, жжет, палит...

      Нетрудно заметить, насколько по-разному «звучат» сами действия героев. Даже в названиях действий чувствуется отрицательное отношение создателей сказки к противникам Ивана и уважительное, любовное — к Ивану — крестьянскому сыну.
      В конце урока подводится итог всей работы. Обратим внимание и на вопросы: «Как вы думаете, почему Иван — крестьянский сын принял тяжесть всех трех боев на себя? Как удалось ему спасти жизнь своим братьям?» И т. д.
      Школьники рассказывают о том, каким показался им Иван — крестьянский сын, как совмещаются фантастика, волшебство и реальное в сказке, почему сказку можно назвать волшебной и героической, какие особенности народной сказки заметили учащиеся.
      Кроме того, нам представляется чрезвычайно важным выяснить, понимают ли школьники, кто помогает Ивану — крестьянскому сыну в бою, кто вдохновляет его на подвиги. Именно эту мысль как одну из важнейших полезно провести через все уроки, посвященные данной сказке. Обратим внимание учащихся, что трех братьев благословляют на ратные подвиги родители. Разоренные, разграбленные села и разговор со старухой наполняют сердца братьев горечью и желанием преградить чуду-юду путь на родную землю, кузнецы спасают братьев от мести змеи, т. е. герой на протяжении всего пути встречает поддержку, которая питает его мужество, вдохновляет на подвиги во имя родины. Иван действительно предстает сыном своего народа, крестьянским сыном, его частью и честью, его защитником. Отсюда его чудодейственная сила и несгибаемость.
      Дома одни школьники знакомятся с новыми сказками, посвященными героической тематике, готовят краткий пересказ наиболее понравившейся, другие снова перечитают сказку, выборочно расскажут о подвигах Ивана — крестьянского сына, по возможности близко к тексту передав диалоги, не забыв пословицы, которые так часто встречались в речи Ивана — крестьянского сына, глубже проникаясь пафосом русской народной героической сказки.
      Кроме бесед, пересказов, рассказов о герое, возможна работа с иллюстрациями — рисунками учащихся, с вариантами изучаемой сказки, организация конкурсных пересказов и выразительного чтения, направленных на осмысление патриотического смысла сказки.

Категория: 5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 5824 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.5/2
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0