В программу и учебник включена повесть Н. В. Гоголя
«Заколдованное место». Литературовед Н. Л. Степанов считает, что в ней,
как и в «Пропавшей грамоте» и в «Ночи перед Рождеством», «фантастика
переплетается с жизненными, бытовыми подробностями».
«Заколдованное место» — повесть, которой завершается
книга «Вечеров на хуторе близ Диканьки», относится к ранним повестям
Н. В. Гоголя и восходит к фольклорным рассказам, где повторяется мотив о
призрачности нечистым путем добытого богатства, что и в «Вечере
накануне Ивана Купалы».
Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.
В основу повести положены народные легенды и сказки об
«обманных», т. е. заколдованных, местах. В частности, в народных
рассказах имеются указания на горящую свечку, обозначающую место над
кладом. Точно так же имеются в украинском фольклоре и мотивы
призрачности «нечистого» богатства, превращения его в мусор (по
примечаниям Н. Степанова).
Как организовать урок по этой небольшой повести? Как
сделать его максимально интересным для школьников? Думается, в первую
очередь следует заранее подготовить к нему учащихся, а именно попросить
нескольких школьников подготовить пересказы преданий, легенд и сказок
фантастического содержания, близких к повести Н. В. Гоголя. Во-вторых,
соответственно оформить класс — портрет Н. В. Гоголя, иллюстрации к
повести «Заколдованное место», выставка книг Гоголя в детских и
школьных изданиях.
Начинается урок сообщением учителя о Гоголе, его
творчестве, затем пересказами заранее отобранных учителем легенд,
преданий, небольших сказок или кратких пересказов фрагментов из сказок
более крупных, но в любом случае близких к фантастическому сюжету
«Заколдованного места». Например, важно предложить школьникам прочитать
знакомые им народные сказки, предания, бывальщины, былички и
подготовить каждому краткий или (если текст невелик) подробный пересказ
произведения.
Пересказы подобных текстов и работа над трудными
словами, которые встретятся в гоголевском повествовании, настроят
школьников на восприятие «Заколдованного места». Приведем примеры
текстов, которые могут прозвучать в начале урока в пересказах
пятиклассников:
Золотая курушка
Ну вот, шла старушка одна из байны, и впереди ее бежит
курушка, и вся такима золотыма копеечками. Она за курушкой этой
вслед — и хотела ее поймать, а она от ней прочь — а она вслед. Такая
золотая курушка бежит — и в черемушку. Она поглядела: потерялась в
черемушке. Искала-искала, потом заходила, опеть снова ходили искать, не
могли найти. Курушка так потерялась.
Потом, которы люди знают, говорят: тут клад через Черемушки попал. И так найти не могли. <...>
Да вот я и сама ходила искать, ладила найти... золота бы и получила, дак ничего не могла найти.
Носить — не выносить
<...> Он служил в армии. И вот один какой-то проезжающий говорит:
— Вот в таком-то месте в Олонецкой губернии
Каргопольского уезда есть камечник. Там есть клад: носить — не выносить
и возить — не вывозить. А место: в камечнике в этом есть камень, и в
камню есть родничок. И вот в этом месте есть клад.
Дак вот никто не знает, что вот какой там есть клад:
носить — не выносить и возить — не вывозить. Милицию бы туда направить,
может, она бы нашла.
Вертится, а в руки не дается
Есть клад такой: горшок вертится, а в руки не дается. Это было в Великом Дворе, в Алмозере.
Копали — он уже близко. Его бы уже взять только — а он
опять загремит — да вниз. Копают глубже — опять он вниз.
Надо ведь не торопиться, да слова знать, да с иконой подступать...
Барашек из-под пола
Жила одна семья спокойно, тихо. Большая была семья. Уходят родители в поле, детей оставляют дома.
В одно прекрасное время приходят родители домой, дети жалуются, что с ними барашек играет.
— Какой барашек? — спрашивают.
— Да с-под пола, — отвечают дети.
Просят дети достать барашка. Но кто поверит?
И пошла легенда по селу. Под страхом деревня стала
жить. Дети припухли, играть не стали. А барашек все вылазил и играл с
детьми. Золотой шарик вылазил... то золотым человеком, то барашком
вновь прикидывался.
Так шли годы. Из бань стали выходить ведьмы. В пустых
домах музыка играла, черти плясали. Молодежь отсиживалась по вечерам
дома.
И дошла эта весть до станичного атамана. Взял он добрых
казаков и пришел в деревню проверить, насколько это правда. Пришли в
эту семью и начали делать раскопки. И обнаружили на глубине трех метров
саблю дамасской стали и корзину с золотом. И оказалось, что тот, кто
ложил клад, сделал заклинание и что клад таким образом должен
обнаружиться. И так в этом доме хозяин стал богатым купцом. Все это было
завещано предками потомству.
Ходят черные кошки крýгом
Недалеко от Чердаклов (Самарская губерния, Ставропольский уезд) есть дуб. Под ним лежит клад.
Вот раз мужики пошли его рыть, ружье на всякий случай
взяли. Пришли. Видят — около дуба (с полуночи) ходят черные кошки
кругом. Стали они смотреть — глаз отвести не могут. Закружилась у них
голова — и попадали мужики наземь. Очнулись, хотели рыть, а кошки опять
хороводиться пошли, то влево, то вправо. Так и бросили: страшно стало.
Говорят, что на этом дубе повесился тот, кто клад зарыл.
Затем подведение итогов — кто лучше пересказал, чей
сюжет содержит больше чудесного, фантастического и как это связывалось с
реальными событиями.
Следующий этап — чтение повести «Заколдованное место» и
работа со словарем (кто правильнее и точнее объяснит трудное слово,
которое встретится нам при чтении).
Слова для объяснения: обморочить, комора, баштан, чумаки, потчевать, закурили люльки, калачи все были тертые, мыкали немало, россказни да раздобары.
Вопросы и задания:
— О чем рассказывает повесть?
— От чьего имени ведется рассказ?
— Назовите имена собеседников.
— Что необычного случилось с дедом во время его танца?
— Как повторялось чудо?
— Какой клад откопал дед?
— Что в повести фантастическое, что реальное?
— На какие произведения похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)?
— Подготовьте пересказ или инсценированное чтение этой повести.
Учительница московской школы № 1666 Е. В. Ключникова так
реализовала наши методические советы на втором уроке по теме
«„Заколдованное место" Н. В. Гоголя» (приведем фрагменты урока).
На доске — план урока, кроссворды, портрет Н. В. Гоголя
художника Моллера, фотография памятника писателю скульптора Андреева.
Урок начинается небольшим вводным словом учительницы:
«Дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем разговор о повести Н. В. Гоголя
„Заколдованное место". Этот урок мы назовем уроком-семинаром, потому
что вы будете в течение этого урока показывать, как подготовились к
тому или иному этапу урока, выполнили то или иное задание».
Учительница обращает внимание на портрет писателя и памятник. Рассказывает о них.
Первый этап урока.
Рассказы учащихся о Н. В. Гоголе (пятиклассники рассказывают о детстве
писателя, о его отце, об одаренности мальчика. «Он писал стихи на
русском языке, комедии, пользовался славой замечательного
рассказчика»). Знакомство Гоголя с театром, музыкой, рассказами
странствующих кобзарей — их песнями, преданиями. Учение в Нежинской
гимназии. Там пробудилась страсть к сочинениям, он был сотрудником и
редактором рукописных журналов, стал собирать украинские песни, мысли
замечательных людей, описания народных обрядов, колядки и т. д.
Школьники приводят цитату из письма Гоголя к Пушкину о том, как
реагировали наборщики на текст «Вечеров...».
Второй этап. Беседа о быличках, легендах, в которых рассказывается о кладах.
Третий этап. Школьники рассказывают былички о кладах. Учитель отмечает наиболее удачные.
Четвертый этап. Учительница предлагает перейти к работе с кроссвордами, в которых отгадываются слова из «Заколдованного места» (люлька, свитка, кухоль, шельма, верста, сопилка, цибуля, кавун, гумно, левада, жупан, галушки, баштан и т. д.).
Пятый этап. Пересказы
«Заколдованного места», но с заданием — одни рассказывают о реальных
событиях, другие — о фантастическом в повести. Такие пересказы прошли
особенно хорошо, так как учащиеся контрастно пересказывали текст и
фантастическое звучало особенно таинственно, загадочно, интересно для
всего класса.
Шестой этап. Наблюдение
над языком повести. Школьники называют просторечные слова и слова
писательской лексики (сравнения, эпитеты и др.).
В конце урока подводятся итоги работы, называются
наиболее удачные пересказы, рассказы быличек, результаты словарной
работы. Урок прошел живо, необычайно интересно для школьников и
взрослых, наблюдавших за деятельностью учащихся на уроке. |