Стихотворение «Бородино» имеет давнюю традицию изучения в школе.
Так, Т. В. Чирковская в книге «Изучение литературы в 4 классе»
утверждает: «Наша задача — углубить переживания, сделать осознанными,
помочь четверокласснику ощутить гордость за своих далеких предков,
желание быть не только достойными их, но и приумножить их славу.
Стихотворение „Бородино" способствует развитию
воображения школьника, его фантазии. Ребята не только охотно читают
вслух „Бородино" сами, но и с подъемом учатся выразительному чтению
стихотворения. Все это приходится учитывать, продумывая работу над
произведением». И далее: «Основная цель, стоящая перед учителем,
работающим над стихотворением „Бородино", — помочь ребятам проникнуться
высоким чувством патриотизма, почувствовать точность и емкость каждого
слова стихотворения, представить картины и людей, в нем изображенных».
Исходя из этого, Т. В. Чирковская основной работой по данной теме
считает выразительное чтение стихотворения учащимися и предлагает такой
план работы:
Первый урок:
1. Вступительная часть.
2. Рассказ учителя о событиях 1812 г.
3. Беседа о Лермонтове. Чтение стихотворений поэта,
знакомых учащимся. Слово учителя о том, как создавалось стихотворение.
4. Словарная работа.
5. Чтение стихотворения учителем.
6. Беседа после чтения о том, как построено стихотворение.
Второй урок:
Посвящается анализу стихотворения и работе над выразительным чтением.
Т. В. Чирковская советует провести беседу с учащимися о
том, какие битвы им известны, в которых решалась судьба нашей Родины.
Затем рассказать о Куликовской битве, битве под Полтавой, наконец, о
войне 1812 г., о Бородинском сражении, использовать репродукции картин
«Бородинская битва» А. Ф. Рубо, «М. И. Кутузов под Бородином»
С. В. Герасимова и др. (см. подробнее материал для слова учителя в
названном пособии).
Словарную работу автор этого пособия предлагает
построить на подборе синонимов, объяснении слов и выражений (например, ликовал, поведал, постоять головою, поле грозной сечи, у наших ушки на макушке и др.).
Важны и приведенные автором статьи слова
Д. Е. Максимова о героях, например: «Рассказчик „Бородина" — старый
солдат и дядя и вместе с тем русский народ, а мысль народа заключает в
себе неизмеримо больше того, что заключено в мыслях каждого из его
рядовых представителей». В самом деле, это и голос народа, и голос
солдата, и голос самого поэта. В его речи — разговорная интонация,
лукавый народный юмор, и патетика, и глубокое раздумье.
З. Я. Рез (М. Ю. Лермонтов в школе. — М., 1963)
обращает внимание учителя на то, что «Бородино» написано в связи с
двадцатипятилетней годовщиной Бородинской битвы. Во вступительном слове
методист советует сообщить конкретные сведения о войне 1812 г. и
Бородинском сражении, результатах этого сражения, провести воображаемую
экскурсию на Бородинское поле (картина П. Е. Заболотского «Старый
солдат», картина А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях»), тщательно
подготовить выразительное чтение стихотворения учителем, обратить
внимание на героев стихотворения, на внимательное обдумывание и
рассматривание картин, изображенных М. Ю. Лермонтовым. «Прочитав
стихотворение „Бородино", — пишет З. Я. Рез, — читатель обогащается
каким-то новым ощущением, чувством, переживанием, а не только знанием». И
далее: «Нельзя читать обращение полковника крикливо и бодро, как
нередко можно слышать в 5 классе: в нем тревога за судьбу России и
понимание ответственности перед ней. Фраза: „Умремте ж под Москвой, как
наши братья умирали..." — тоже звучит строго и чуть-чуть сурово...»
Имя М. Ю. Лермонтова школьникам известно и по начальной
школе, и по самостоятельному чтению, поэтому начнем эту тему с беседы о
том, что они знают о поэте, какие его произведения прочитаны и
нравятся, какие стихотворения Лермонтова могут быть прочитаны наизусть.
Подобная беседа и подготовленный к этой теме класс
(книжная выставка лермонтовских произведений, иллюстрации к «Бородино»,
портрет Лермонтова, эпиграф — строка из стихотворения «Бородино»,
например:
«Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!») |
Учитель, анализируя ответы учащихся, их знания о
поэте, предложит им выслушать небольшой рассказ о том, что жизнь поэта
была коротка и трагична, но богата творческими свершениями.
М. Ю. Лермонтов оставил своим потомкам богатейшее литературное
наследие. Учитель напомнит школьникам о том, что детство Лермонтова
было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с
отцом. Жизнь в Тарханах, забота бабушки, лечение на кавказских водах и
в Подмосковье, учение в Благородном пансионе при Московском
университете, затем в университете, переход в школу гвардейских
подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, ссылка на Кавказ за
стихотворение «Смерть Поэта». За дуэль с французским посланником снова
ссылка на Кавказ. Затем Москва, Петербург, круг литературных знакомств.
На Кавказе в 1841 г. на дуэли поэт погиб.
Обратим внимание на то, что пафос поэзии Лермонтова
усматривался Белинским в нравственных вопросах о судьбе и правах
человека, что в ранней лирике поэта звучат «мотивы и стремление жить в
согласии с идеалом», слышатся мечты о гражданском деянии («За дело
общее, быть может, я паду...»). «Герой зрелой лирики, — по выражению
литературоведа В. И. Коровина, — жаждет обнять всю вселенную. Но ему не
дано такого счастья. Он по-прежнему чужд обществу, по-прежнему
„гонимый миром странник". В зрелой лирике Лермонтов становится строже в
лирических высказываниях. В памяти поколений он живет как
страдалец-мятежник и поэт-бунтарь. В поэзии Лермонтова народ чтит
духовную неуспокоенность, бескомпромиссность, дерзкое отрицание косной
неподвижности бытия, вечную устремленность к свободе, жажду внутренней
цельности и гармонии с миром».
Впечатления детства, рассказы участников войны 1812 г.
отразились в поэзии Лермонтова. Рассказ в стихотворении «Бородино»
сливается с элегией, мажорные ноты перемежаются трагическими,
печальными. Поэт противопоставляет героев Бородинского сражения с
современным ему поколением, «дремлющим в бездействии».
Учитель обратит внимание на то, от чьего лица ведется
рассказ и как простой солдат-рассказчик оценивает это героическое
сражение.
Разумеется, учитель сам прочитает стихотворение,
оттеняя интонацией героическую направленность стихотворения,
патриотический пафос, неудовлетворенность поэта современным ему
поколением, печаль в связи с гибелью бойцов.
Причем важно, чтобы школьники восприняли стихотворение
умом и сердцем, смогли верно прочитать его наизусть, делая акценты не
только на стремительности боя, храбрости солдат, боевом их духе,
восхищении солдата мужеством своих собратьев, печали по поводу погибших
в бою, но и на важные детали текста. Например, местоимением мы поэт
как бы воссоединяет чувства участников сражения и всех, кто читает эти
строки и воспринимает горечь и радость как свои собственные:
...Уж постоим мы головою
За родину свою! |
Вместе с учащимися после чтения дается комментарий,
обучение выразительному чтению стихотворения и одновременно его анализ.
От чьего имени ведется рассказ? Что этим достигает автор? О чем
говорится в стихотворении? В чем его пафос? Какие картины проходят
перед глазами читателя? Что возмущало солдат? О чем печалится солдат и
чем гордится? С помощью каких литературных приемов удалось показать и
поле боя, и перестрелку, и тихий открытый бивак, и рукопашный бой? Как
понимают пятиклассники слова и словосочетания: схватки боевые,
нынешнее племя, чужие изорвать мундиры, построили редут, ломить стеною,
грозная сеча, ликовал француз, бивак открытый, кивер, полковник наш
рожден был хватом, булат, уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими
хвостами, звучал булат, картечь визжала, изведал враг?
Какие интонации характерны для каждой строфы? В чем
суть каждой из строф? Как прочитать? Пробуют читать несколько человек
до тех пор, пока не прозвучит удовлетворяющее учителя чтение.
Дома школьники готовят рассказ о Лермонтове и выразительное чтение стихотворения «Бородино» наизусть.
Учительница московской школы № 1666 Т. И. Максимова на
втором уроке по данной теме, который она назвала «„Бородино"
Лермонтова в осмыслении пятиклассников», организовала беседу о том, что
в большей мере привлекает сегодняшних школьников («Мне нравится в
стихотворении голос как бы живого бывалого солдата. ...Рассказ его
помогает представить все реально, как было»; «Когда читаешь
стихотворение, переживаешь за все, что было когда-то, и гордишься за
солдат, и радуешься, и печалишься...»; «Между бывалым и молодым
солдатом происходит диалог, разговор, и сразу представляешь себе все,
как было когда-то, как шел бой во время Бородинского сражения...»).
Следующим этапом работы было задание рассказать о
героях этого стихотворения («Мне хочется рассказать, каким я
представляю молодого солдата — молодой, улыбчивый, внимательный,
искренний, добродушный. Его волнует прошлое нашей Родины...»; «Старый,
бывалый солдат — у него на лице шрамы, следы прошлых сражений, у него
задумчивое, немного усталое выражение лица. Он добрый, но и сильный,
удалой, как и много лет тому назад...»; «Старый солдат, пожилой
человек, уставший от войны, в которой ему пришлось участвовать, до сих
пор он помнит все, что было когда-то, — и полковника, и солдат, его
товарищей, и жестокий бой, в котором он участвовал, и погибших
товарищей...»; «Немного сказано о полковнике... Говорится, что он был
хватом, наверное, это потому, что он был смелым, сильным, что он был
слугой царю и отец солдатам... значит, был верным присяге и добрым по
отношению к солдатам, близким, сердечным для них...»).
Учащиеся читают стихотворение наизусть и по тексту,
размышляют над тем, кто прочитал лучше, кто хуже и почему («он
правильно читал: о печальном — тихо, печально, о бое — быстро, как и
шел бой...»), и т. д.
Интересной была работа над рисунками учащихся, когда
они сами рассказывали о своих рисунках и когда рецензировали их рисунки
товарищи («Этот рисунок мне понравился, правильно передается форма
военная солдат, рисунок близок к тому, как описан Бородинский бой
Лермонтовым...»; «Я решил проиллюстрировать этот эпизод, потому что мой
дедушка и прадедушка были артиллеристами в гражданскую и Великую
Отечественную войну... Мне кажется, что это так было в 1812 году на
Бородинском поле...»).
И снова мы слушаем выразительное чтение учащихся,
рецензии на это чтение, совершенствование этого чтения, в процессе
которого ощущаем не просто верное интонирование и правильные логические
ударения, но выражение чувств, сопереживание учащихся.
Представления учащихся о стихотворении «Бородино» после
двух уроков по этой теме стали иными, что сказалось на выразительном
чтении и в высказываниях учащихся:
«Стихотворение М. Ю. Лермонтова „Бородино" я прочитал
давно, в первом классе, тогда я многого не понял. Во-первых, я ничего
не знал о войне 1812 года, о Бородинском сражении. В этом году мы
познакомились в классе с историческими событиями 1812 года, узнали
многое про Бородинский бой и храбрость русских солдат. Я лучше понял
стихотворение, мне захотелось выучить его наизусть. Дома я нашел
фотографии из музея „Бородинская панорама", захотелось там побывать».
«Когда мы читали стихотворение „Бородино" в классе, мне
представлялось, что мы на самом деле видим и слышим сражение, радуемся
храбрости наших солдат, как и сам рассказчик... старый солдат...»
«Только после изучения в классе мне особенно понятным стало стихотворение, понравилось по-настоящему...»
«Сейчас я стал особенно, как на картине, представлять
себе рассказчика, полковника, наш и французский лагерь... Мне стало
стихотворение близким, любимым. Оно торжественно и грустно, оно
вызывает гордость за воинов-богатырей, защищавших свою Родину...» |