Четверг, 25.04.2024, 22:52


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ. САША ЧЕРНЫЙ
16.09.2014, 15:39

      В учебник включены юмористические материалы. В «Румяной книжке» для детей Саши Черного есть два рассказа, как бы перекликающиеся с двумя темами учебника о кавказском пленнике и Робинзоне.
      Эти рассказы дадут представление пятиклассникам, как воспринимались произведения Л. Н. Толстого и Д. Дефо совсем маленькими детьми, еще не школьниками. Отдельные фрагменты этих юмористических рассказов школьники могут инсценировать в классе, кратко пересказать тексты, выполнить рисунки к этим произведениям.


САША  ЧЕРНЫЙ

      Учитель расскажет о писателе, затем учащиеся прочитают раздел, посвященный двум его рассказам.
      Настоящее имя Саши Черного Александр Михайлович Гликберг, родился он в Одессе в 1880 г. в семье провизора, агента торговой фирмы, в многодетной семье. Поступил в гимназию, но проучился там недолго. Он тяготился обывательской средой, мучился обстановкой в семье, где никогда не знал материнской ласки. Мальчик бежал из дому. Пережив множество трудностей и приключений, став нищим-попрошайкой, вернулся домой, но отец и мать не приняли блудного сына. О его горестной судьбе написали в газете, и житомирский чиновник К. К. Роше, растроганный этой историей, взял мальчика к себе. Новый отец был высокопоставленным чиновником, страстно любившим поэзию. Он оказал на подростка благотворное влияние. Литературный дебют Саши Черного состоялся в 1904 г. (был опубликован «Дневник резонера» с подписью «Сам по себе»). Вскоре он отправился в Петербург, работал письмоводителем, затем снова занялся литературной деятельностью. В 1905 г. появился его псевдоним, он стал публиковать стихи и рассказы. В скором времени писатель уехал за границу. В 20—30 гг. появляются его «Библейские сказки», «Несерьезные рассказы», «Детский остров» и др. В России он снова пишет сатирические стихи, участвует в журнале «Сатирикон». С 1920 г. эмигрирует сначала в Берлин, затем в Париж, трагически ощущает разрыв с родиной, всеми силами способствует тому, чтобы его дети не забывали Россию.
      Саша Черный вошел в историю как юморист, поэт, сатирик... Умер Саша Черный от сердечного приступа после того, как помогал тушить пожар у соседей. А. И. Куприн напишет о нем позднее: «Милый поэт, совсем своеобразный, полный доброго восхищенья жизнью, людьми, травами и животными, тот ласковый и скромный рыцарь, в щите которого, заменяя герольда, смеется юмор и сверкает капелька слезы» (Павловский А. И. // Русские писатели: XX век: Биобиблиографический словарь. — М.: Просвещение, 1998).
      Главной же работой и, может быть, самой трудной будет осмысление юмористического содержания рассказов. Что создает юмор в рассказах (речь детей, их «понимание» ситуаций, характеров героев, наивное восприятие происходящего, желание, чтобы все закончилось добром, чтобы никто из героев не пострадал).
      Можно ли согласиться с детьми, которые, наигравшись и придумав свою «интерпретацию», «версию» в постановке «Кавказского пленника», решили, что рассказ, прочитанный ими утром, — «превеселая штука»?
      То же можно сказать и о другом рассказе Саши Черного — почему и когда мальчик решил, что «тяжело быть Робинзоном»? Кто выручил мальчика из трудного положения? Как он это сделал? Как мальчик хотел назвать его? Какая награда ожидала «Пятницу»? Можно ли сказать, что такой смешной случай с Игорем дал всерьез почувствовать ситуацию, в которой может оказаться любой «Робинзон»?
      Словом, эта страничка поможет школьникам вернуться к временам своего раннего детства, играм, умению радоваться и горевать с детской непосредственностью и в то же время суметь понять, в чем юмор рассказов, почему писателю удается заставить читателя «улыбаться», радуясь детскому непосредственному восприятию прочитанного, увиденного и случившегося с ним.
      В процессе внеклассного чтения можно познакомить пятиклассников с книгой Саши Черного «Что кому нравится» (М., 1993).

Категория: 5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 2768 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0