Работу над пьесой-сказкой Маршака «Двенадцать месяцев» многие
методисты и учителя предлагают начать со знакомства с драмой как родом
литературы. Так, Р. Н. Сац сопоставляла с учащимися сказки в прозе, в
стихах, на картинах художников, в музыке, в театре, на экране.
Возникали естественные вопросы:
— Чем отличается пьеса от других произведений? Какие
пьесы вы знаете, видели? Попробуем определить, чем отличаются
драматические произведения.
Драма (от греч. — действие) предназначена для
постановки на сцене, и поэтому многое в ней рассчитано на восполнение
игрой актеров, декорациями, музыкой, шумами и т. д. В пьесах, как
правило, нет портретов героев, пейзажей, прямых авторских
характеристик, авторской речи. Драматург раскрывает свою идею,
показывая поступки, воспроизводя слова персонажей. Диалог (беседа, спор
между персонажами) составляет основу действия драматического
произведения, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами.
Важную роль в пьесе играют афиша — список действующих лиц, часто
характеризующий их, и ремарки (от франц. — замечания, примечания) —
пояснения, которыми драматург определяет возраст, внешние особенности
персонажей, их состояние, поведение, жесты, интонации. Перед актами
(действиями), сценами в ремарках даются описания места действия,
обстановки.
При чтении драмы необходимо воображать, мысленно
представлять себе в живом действии героев пьесы; облегчает такое
восприятие пьесы выразительное чтение по ролям сцен из пьесы и даже
исполнение ролей на сцене школьного театра. «Слово драматурга —
звучащее слово. Оно рассчитано на произнесение. В выразительном чтении
реализуются заложенные в тексте мысли, чувства, настроения героев» (В. П. Медведев).
Опережающие вопросы и задания
Общие:
— Всем прочитать полностью пьесу-сказку Маршака
«Двенадцать месяцев». Выбрать роль, которую хотелось бы сыграть или
прочитать в классе. Дать письменные ответы по инструкции «Мне поручена
роль...».
— Вспомнить известные ранее произведения Маршака для участия в викторине.
Групповые:
— Подготовить сцены из пьесы для исполнения в классе.
— Подготовить по рядам ответы на вопросы:
1-й ряд: Для чего нужна в пьесе первая картина 1-го
действия? — Что сообщают нам ремарки в первой картине 1-го действия?
Как одета падчерица? О чем рассказывает солдат падчерице? Какими
изображены в 3-й картине первого действия старуха и дочка? Кто из них
хуже, по вашему мнению?
2-й ряд: Какими показаны в 3-м действии характеры
королевы, придворных, старухи, дочки? О какой «сущей правде» говорит
прокурор? Как раскрылась правда о доставленных подснежниках?
3-й ряд: Как ведут себя в лесу королева, придворные,
послы, старуха, дочка, солдат, падчерица и профессор? Как и почему
исполнились пожелания королевы, профессора, солдата, старухи и дочки?
Индивидуальные:
— Подготовить сообщения о жизни и творчестве С. Я. Маршака.
— Подготовить анализ второй картины 1-го действия и второй картины 4-го действия.
— Подготовить краткий пересказ первой и второй картин 2-го действия.
Мне поручена роль... (инструкции для исполнения пьесы по ролям).
— Почему мной выбрана эта роль (если она выбрана самостоятельно)?
— Какое место занимает в пьесе персонаж, роль которого я исполняю?
— Какими я представляю себе его внешность, манеру держаться, говорить?
— В каких важных сценах он участвует, как себя в них ведет?
— Как я себе представляю его прошлую жизнь?
— Каковы его отношения с другими персонажами?
— К чему он стремится, чего хочет достичь?
— В каких сценах, судя по всему, «ваш» персонаж делает
одно, говорит другое, а на самом деле думает и чувствует иначе? Как вы
попытаетесь передать при исполнении это несоответствие действий, речи,
мыслей и чувств друг другу?
— Если «ваш» персонаж изменяется в ходе действия пьесы, то как именно и почему?
— Как следует передать особенности этого персонажа в выразительном чтении, жестах, мимике, походке?
Первый урок по теме открывается вступительным словом
учителя и его помощников-учеников о писателе Маршаке. Вот его возможное
содержание:
«В статье „О себе" С. Я. Маршак сообщает, что он
родился 22 октября 1887 г. по старому стилю (3 ноября по новому) в г.
Воронеже. Отец его работал мастером на заводах в разных городах.
Мальчик не без труда поступил в Острогожскую гимназию, а потом сумел
перевестись в гимназию в Петербурге. Во время каникул Маршак случайно
познакомился с известным критиком В. В. Стасовым, который отнесся к
мальчику весьма радушно: подарил ему целую библиотеку классиков, водил
его по музеям, познакомил юного поэта с писателем М. Горьким и великим
певцом Ф. Шаляпиным.
Горький пригласил юного Маршака жить в своей семье, но
вскоре семья Пешковых покинула Ялту, и Маршаку пришлось, избегая
ареста, вернуться в Петербург. Он и до этого писал стихи, а с 1907 г.
стал печатать и даже читал их знаменитому поэту А. Блоку.
В 1912 г. Маршак договорился с несколькими редакциями,
что будет присылать им корреспонденции из Англии, куда он поехал
учиться в университете. Во время каникул Маршак совершал походы по
стране и познакомился с английским детским фольклором. Здесь он начал
переводить полюбившиеся ему английские и шотландские народные баллады,
стихи замечательных поэтов Уильяма Блейка и Роберта Бернса.
С этого времени Маршак связал свою судьбу с детьми. Он
придумывал для детей забавные и фантастические истории, а после
революции заведовал секцией детских домов и колоний в Краснодаре. Здесь
вместе с другими писателями, художниками, музыкантами он организовал
один из первых в стране театр для детей. Первые сказки Маршака были
написаны для этого театра.
Писать для детей было непросто и небезопасно: на
Маршака обрушились враги фантастики, сказок, веселых историй. Защитил
детских писателей Горький, который спросил как-то Маршака: «Ну что,
позволили, наконец, разговаривать чернильнице со свечкой?» И добавил
совершенно серьезно: «Сошлитесь на меня. Я сам слышал, как они
разговаривали. Ей-богу!»
Маршак очень ответственно относился к своей работе для
детей. Редактор журнала «Юность» Б. Полевой рассказал, как в 1964 г.
они готовили к печати пьесу Маршака «Умные вещи». Маршак был уже тяжело
болен, лишился зрения, врачи боролись уже не за дни, а за часы его
жизни. Гранки журнала послали ему для очистки совести, полагая, что он
уже не сможет их отредактировать. Но оказалось все не так.
Маршак по телефону сказал редактору: «Вы, наверное,
слышали, я ослеп... Но гранки мне прочли... Гранки перед вами? Найдите
страничку такую-то... Реплика царя. Разве царь может так говорить?
Возьмите карандашик, я вам продиктую поправку...» Разговор этот
состоялся за день до смерти.
После смерти С. Я. Маршака были опубликованы его стихи:
Я думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
(По С. Сивоконю, Н. Михайлову и др.). |
Методисты предлагают, начав уроки по данной теме со
слова о писателе, продолжить работу беседой о произведениях Маршака,
известных ребятам, сопоставлением пьесы-сказки с другими произведениями
этого жанра, рекомендуют познакомить учащихся с первой картиной пьесы.
Пересказ ее или инсценирование подготовят выполняющие опережающее
задание для первого ряда. Беседа может опираться на вопросы и задания,
приведенные нами.
Особое внимание уделяется второй картине 1-го
действия — «Королевский урок». Ученики на основе поведения королевы
делают выводы о ее характере, продолжая затем свои наблюдения за
изменениями его по ходу пьесы. Использовались следующие вопросы:
— Чем можно объяснить капризы и нелепые поступки королевы?
— Чему научилась королева, общаясь с падчерицей,
солдатом, месяцами? Почему она захотела привести к новогоднему костру и
своих придворных?
— Как относятся к королеве другие действующие лица пьесы-сказки?
Завершением работы могут быть вопросы более общего характера:
— Можем ли мы сказать, как автор относится к своим героям?
— Что можно сказать о самом сказочнике после чтения первых картин сказки?
— Пьеса-сказка Маршака «Двенадцать месяцев» написана в
годы Великой Отечественной войны и впервые опубликована в разгар ее, в
1943 г. Как вы объясняете, что в эти годы испытаний драматург взялся за
эту светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной
не только детям, но и взрослым?
— Известный писатель Корней Чуковский писал, что «пьесы
Маршака — это не мертвое копирование детского устного творчества, не
механическое использование готовых моделей. Это самобытное свободное
творчество». |