На
уроках, посвященных русским сказителям, перед учителем стоит задача
познакомить учащихся с известными русскими исполнителями произведений
устного народного творчества, особенностями их творчества, показать
детям некоторые приемы сказывания, вызвать у учеников интерес к
исполнению фольклорных произведений.
Готовясь к уроку, учитель обращается и к ребятам, рассчитывая
на сотрудничество. По просьбе учителя ребята приносят в класс книги с
произведениями устного народного творчества, подбирают высказывания
русских писателей о роли сказок в их жизни, вспоминают любимые сказки,
необычные присказки, концовки, сказочные формулы, читают рассказ
М. Горького «Вопленица».
Из принесенных учениками книг в классе организуется выставка
изданий фольклорных произведений. С рассматривания этой выставки и
вопросов к учащимся начинается урок:
— Кто из вас помнит свою первую сказку?
— Какая сказка была у вас тогда самой любимой и почему?
— Какую книжку принесли вы сегодня в класс? Почему именно эту?
Что вы можете рассказать о ней, чтобы заинтересовать других?
Учитель. Мы знакомимся с
произведениями устного народного творчества из таких замечательных
книг. А как узнавали сказки наши далекие предки?
— Кто сочинил столь любимые нами сказки о Жар-птице, Царевне-лягушке, Василисе Прекрасной?
Отвечая на подобные вопросы, учащиеся рассказывают о своих
любимых фольклорных произведениях, высказывают мысль о том, что
фольклорные произведения веками передавались из поколения в поколение,
из уст в уста; определить конкретного автора той или иной сказки
невозможно: их сочинил народ.
Учитель приводит высказывание Ф. Господарева: «Сказки сочиняют
морские цыганки, вроде русалок. Они в море сидят... и сказки
сказывают... А люди, такие спецы, сидят на берегу и слухают и
записывают... и спускают написанное по свету. Вот один читает, а другой
слухает, а этот передает другому, а другой третьему...»
Детям предлагается оценить данное высказывание, подумать, верит
ли сам сказитель в то, что рассказывает о происхождении народных
сказок. Школьники, знакомые с пословицей «Сказка — ложь, да в ней
намек, добрым молодцам урок», убеждены, что сказитель, говоря о том,
откуда приходят сказки, рассказывает, по сути, еще одну — сказку о
сказке и сам воспринимает это как правду. Убедить ребят в том, что
народный сказитель часто воспринимает содержание сказки как правдивые
события, помогают слова фольклориста, который, записывая в 50-е годы XX
в. волшебные сказки, спросил у одной из сказительниц: «А разве это
могло быть?» Она ответила: «А как же? Все было!» — «И звери говорили? И
мертвые воскресали?» — «В старину все было. Уж ли станут брехать
старые люди? Зачем им?..» (Ю. Круглов).
Следующий вопрос, адресованный ученикам, звучит так:
— Как вы думаете, могла ли вера в то, что в сказке
рассказывается о правдивых событиях, помочь сказителю в сказывании?
Почему? Ребята догадываются, что наивная вера в то, что в сказке все
правда, помогала сказителю «заворожить» слушателя, заставить и его на
миг поверить в это, как бы пережить все самому. Подтверждением этой
мысли могут служить отзывы русских писателей о своих первых встречах со
сказкой в исполнении народных сказителей.
А. С. Пушкин писал в стихотворении «Сон»:
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы. |
М. Е. Салтыков-Щедрин в рассказе «Запутанное дело»
вспоминал о том блаженном состоянии, которое «каждый из нас более или
менее ощущал в детстве, слушая долгим зимним вечером бесконечно
однообразные и, между тем, никогда не утомляющие, давным-давно
переслушанные и, между тем, всегда новые, всегда возбуждающие судорожное
любопытство рассказы старой няни о бабе-яге — костяной ноге, об
избушке на курьих ножках...».
С. Т. Аксаков оставил воспоминания о ключнице Пелагее.
«Ключница Пелагея, — писал он, — была в своем роде замечательная
женщина... Пелагея, кроме досужества в домашнем обиходе, принесла с
собою необыкновенное дарование сказывать сказки, которых знала
несчетное множество».
Знакомя школьников с подобным материалом (а может быть,
готовясь к уроку, и сами ученики нашли такой материал), учитель
переходит к разговору об особой почетной профессии на Руси — профессии
сказителя. Да, мастерство сказителя считалось профессией,
представителей которой все уважали, ведь они приносили людям радость,
без них жизнь была бы скучной, однообразной. На Русском Севере была
традиция — брать исполнителя сказок, былин, песен в артель. Все
работали, а сказитель рассказывал и пел. И за свою работу он получал
равную со всеми плату. Исполнителей народных произведений хорошо знали,
почитали. Собирается народ на мельницу, очередь выстраивается большая,
все скучают. Большой удачей считалось встретить здесь мастера
сказывать. Его пропускали без очереди, денег за помол не брали: его
плата — интересный рассказ.
— А как вы представляете себе человека такой профессии?
Нарисуйте словесный портрет сказителя или сказительницы. Ученики
описывают сказочников: «Это, наверное, маленькая, сгорбленная старушка,
в платочке. У нее морщинистое лицо и добрые глаза. Она говорит тихим
голосом, на старинный манер»; «Я представляю себе настоящего сказителя
седым древним стариком, с огромной бородой. Говорит он басом,
нараспев».
Затем обращаемся к портретам подлинных сказителей. Сначала
ребята просто рассматривают фотографии, пытаются «угадать», какие
сказки мог рассказывать тот или иной исполнитель, в чем особенность его
манеры исполнения. Такое «психологическое исследование» очень нравится
детям. Вот несколько ответов: «М. Кривополенова, наверное, похожа была
на няню Пушкина: очень добрую и ласковую. У нее необыкновенно живые,
молодые глаза. Именно такой я представляла себе рассказчицу волшебных
сказок»; «А. Королькова — сильная крестьянка-богатырша, с доброй
улыбкой, простым широким лицом. Трудно сказать, какие сказки она
рассказывала, но мне почему-то кажется, что она знала интересные
волшебные сказки и хорошо пела народные песни»; «И. Ковалев еще
довольно молодой человек. Он и на сказочника-то не похож. Простой
крестьянин. Наверное, из его уст можно было услышать бытовую сказку,
анекдот, смешную историю».
Далее учитель и ученики зачитывают небольшие фрагменты из
учебного пособия «Фольклор и литература», рассказывающие об
исполнителях произведений устного народного творчества («Рассказы о сказочниках»).
О том, что мастерское, искреннее исполнение никого не может
оставить равнодушным, идет речь в рассказе М. Горького «Вопленица». К
уроку по данной теме ребятам предлагалось прочитать рассказ. Сначала
выясняем, кто выполнил это задание и как дети понимают смысл слова
«вопленица». Затем необходимо прочитать рассказ вслух, даже если все
учащиеся уже познакомились с текстом дома. Лучше, если произведение
прозвучит в исполнении учителя или же специально подготовившегося
ученика.
— Рассказ открывается описанием публики в зале. Зачем автор так
подробно останавливается на этом? (Горький описывает публику, которая
очень далека от всего народного, но даже эти «случайные» люди не могут
остаться равнодушными к песням, исполненным Ориной Федосовой.)
— В чем секрет воздействия на слушателей бабушки Орины? (Она
вкладывает всю свою душу в произведение, которое исполняет. Это влияет
на людей, они открывают в себе то, что давно забыли: любовь к народной
песне, способность сопереживать чужому горю.)
— Как бы вы сформулировали главную мысль, которую хотел донести
до нас автор рассказа? (Именно то искусство, которое способно найти
живой отклик у зрителя, слушателя, которое способно «открыть»,
расшевелить в человеке самое лучшее, самое светлое, является искусством
настоящим.)
Подводим итоги: ученики говорят о том, что они узнали об
исполнителях произведений устного народного творчества; как они
понимают, в чем заключается подлинное мастерство сказителя.
Сказители любят начинать рассказ забавными присказками. Очень
часто используются присказки-небылицы, например: «В некотором царстве, в
некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил
да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и построил
чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после
мягких калачей». В сказках обычно используются традиционные обороты
речи (постоянные сказочные формулы). Вспомните, какие фразы
употребляются в сказках, если нужно сказать: «герой очень быстро растет,
взрослеет»; «кто-то или что-то обладает необычной красотой»;
«неизвестно, сколько времени герой пробыл в дороге»; «кто-то или что-то
появился неожиданно»; «все закончилось счастливо».
Вспомните или найдите в русских народных сказках другие сказочные формулы.
Вам хорошо известны традиционные персонажи русских волшебных
сказок: Баба-яга, Иван-царевич, волшебные помощники (утка, заяц,
медведь и др.). Вспомните, какими словами встречает Баба-яга
Ивана-царевича. Что он ей отвечает? Как Иван-царевич разговаривает с
избушкой на курьих ножках?
«Конец — делу венец», — гласит народная мудрость. Вслед за
разговором о сказочных зачинах и присказках обращаем внимание на
оригинальные концовки. («Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец»;
«Вот и сказка вся, дальше сказывать нельзя»; «Вот тебе сказка, а мне
кринка масла».)
Можно познакомить учащихся со сказочной композицией,
свойственной всем фольклорным произведениям, относящимся к жанру
волшебной сказки. Если ребята знакомились с традиционной сказочной
композицией в предшествовавших классах, то они сами могут назвать
элементы композиционной схемы, например:
1. Присказка:
— «На море, на океяне, на острове Буяне стоит дуб зеленый, под
тем дубом стол золоченый, на столе бык печеный; садись кушай, мою
сказку слушай...»
Зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве...»
2. Основная часть сказки:
— Жили-были...
— Вот однажды случилось...
— В путь-дорожку дальнюю...
— Долго ли, коротко ли он шел...
— За добро добром платят...
— Злодея одолеть...
— Пир на весь мир...
3. Концовка:
— «Стали они жить-поживать, добра наживать...»
— «Тут и сказке конец...»
Нельзя не упомянуть о том, что сказителям часто приходится
при сказывании демонстрировать свои актерские способности: нужно
«перевоплотиться» в хитрую лису, глупого медведя, жадную и злую мачеху,
жестокого Кощея, милую и добрую Аленушку. Рассказчик часто использует
элементы диалога при исполнении народного произведения. Именно диалог и
его артистическое исполнение помогают передать особенности характеров
персонажей. Кроме того, сказители любят давать своим героям необычные
имена: Котофей Иваныч (кот), Михайло Потапыч (медведь), Лизавета
Ивановна (лиса). Широко используются в сказках гиперболы (нужно
вспомнить, что это такое), сравнения, звукоподражания и т. п.
Делаем вывод о том, что подобные приемы позволяют интересно,
ярко исполнить фольклорное произведение, но самое главное —
увлеченность, искренний интерес к тому, о чем рассказываешь, творческая
фантазия, без чего нельзя найти отклик в душе слушателя.
Теперь учащимся предстоит самим выступить в роли сказочников.
Ребята получают карточки с текстами небольших, лучше всего бытовых
сказок или сказок о животных («Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Война
грибов», «Лиса и Журавль» и т. п.) и задание подготовить интересное
рассказывание сказки, используя «секреты мастерства», о которых узнали
на уроке. |