Четверг, 08.12.2016, 05:12

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ

П. П. БАЖОВ. «МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА»
16.09.2014, 15:45
      Урокам по изучению сказа Бажова «Медной горы Хозяйка» можно было бы дать название «Долговекий мастер». Бажов действительно мастер на долгие века. Уместен был бы на первом уроке и эпиграф к теме — слова самого Бажова: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом... Вне труда нет и человека». Этот эпиграф мог бы послужить материалом для вопроса, на который надо ответить в процессе изучения темы:
      — Как вы понимаете слова «одухотворенный труд»? Каким бывает труд, в который вложена душа человека? Ответом на этот вопрос должен служить и рассказ о жизни и творчестве самого писателя.
      Бажов родился 28 января 1879 г. в семье горного мастера Сысертского завода под Екатеринбургом. Он стал учителем и каждый год странствовал по Уралу, беседовал с камнерезами, старателями, рудокопами, людьми «огненного труда» — литейщиками. У него был большой запас жизненных впечатлений, когда он начал работать над созданием книги «Малахитовая шкатулка».
      Еще в детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал каникул, чтобы в нынешнем городе Полевском снова встретиться с Василием Алексеевичем Хмелининым, которого все ребята звали «дедушка Слышко». Слышко сердился, когда мальчики просили его рассказать сказку: «Сказку старухи маленьким сказывают. А я — про старинное житье помню. Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь сказки!»
      «Побывальщина» — это «сказ без тайности», т. е. без элементов фантастики. «Сказ» — это как бы устный монолог-повествование, передача чужой устной речи, обладающей своеобразной манерой. Сам Бажов отличал сказ от сказки тем, что в сказе есть элемент действительной истории, в его основе лежит истинное происшествие, что и отличает его от сказки.
      Но в то же время Бажов называл себя и сказочником. Удачно выражал он свое понимание сказа народными словами: «Было — не было, а былым пахнет». У сказа ярко выделяется такая речевая особенность, как непосредственное обращение рассказчика к слушателям со своим пронизанным живой разговорной интонацией словом. При чтении сказа в классе следует подчеркнуть эту разговорную интонацию обращенного именно к слушателям произведения.
      В 1934 г. затеяли выпустить сборник уральского устного народного творчества. И вдруг оказалось, что никто его не собирал, что сказы эти лишь в памяти людей. Вспомнил тогда Бажов сказы дедушки Слышко, да и других людей расспрашивал и записывал, а потом стал создавать и свои сказы. В частности, сказы о камнерезах дед Слышко ребятам не рассказывал, их создал сам Бажов, использовав разные источники.
      В горнорабочих сказах услышал Бажов о Малахитнице, Хозяйке Медной горы. У Бажова Малахитница не только хозяйка «земляных богатств», но и хранительница секретов высшего мастерства. Она воплощение красоты самой уральской природы. Она всегда в окружении быстрых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается.
      Сказ «Медной горы Хозяйка» впервые был опубликован в 1936 г. Он положил начало целой группе сказов о Малахитнице, которые можно рекомендовать ребятам для внеклассного чтения («Приказчиковы подошвы», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Хрупкая веточка», «Таюткино зеркальце» и др.).
      В сказах подчеркивается, что никаким богатством нельзя купить любовь, а завоевать ее можно только великим мастерством, которое рождает красоту, равную природе. Природа же участвует во всех человеческих делах. И язык бажовских сказов тоже как бы часть природы. Бажов уважал «своеглазное знание», его сказы передавали то, что он сам видел на Урале.
      Хранительницей Природы является Хозяйка Медной горы. Она расправляется с дурными людьми и помогает тем, у кого за душой есть зерно таланта, и сила ее велика. «Сама» — с уважением называет ее дед Слышко. Это сказочной красоты женщина, очень подвижная, «на месте не посидит», «артуть девка». Ей присущи лучшие человеческие чувства, и она может проникнуть в мысли и чувства других людей.
      Она презирает трусливых и жадных, снисходительна к людям, близким ей, любит и помудровать над иным человеком, пошутить, хохочет заливисто. Она одаряет нагрубившую ей девушку, а когда Катя попросила простить ее, горько и грустно Хозяйка отвечает: «Ладно, что каменной сделается!» Но Хозяйка горы не каменная. Она женщина и умеет ценить душевное тепло (по В. Крупину, М. Батину, Л. Скорино и др.).
      Перед первым уроком по теме следует дать опережающие вопросы и задания всему классу (прочитать всем сказ «Медной горы Хозяйка») и отдельным учащимся (подготовить сообщения о жизни и творчестве Бажова, выразительное чтение в лицах сцены встречи Степана с Хозяйкой Медной горы на Красногорском руднике, выразительное чтение портрета Хозяйки и др.).
      Основой беседы на уроке могут быть следующие вопросы и задания:
      — Как Степан объясняет, что он не боится Хозяйки? Какое испытание своего бесстрашия он получил от Хозяйки? Почему он решился на дерзкие слова приказчику? Чем закончилась эта история?
      — Хозяйка сказала, что поведение Степана можно «чести приписать». За что она его хвалит? Почему она называет его Степаном Петровичем? Почему она не обиделась, когда Степан отказался стать ее женихом?
      — Прощаясь, Хозяйка запрещает Степану говорить о ней, даже вспоминать, а у самой слезы. Как вы это объясняете?
      — Опишите сцену расставания Хозяйки со Степаном. Какие детали говорят о том, что она взволнована? Как она относится к Степану?
      — Почему Хозяйка не позволила барскому наушнику Ваньке Соченю упоминать имя Степана?
      — Через кого и как породнилась Хозяйка Медной горы с людьми?
      — Согласны ли вы с тем, что в Хозяйке соединились лучшие качества людей физически здоровых, внешне красивых, духовно прекрасных? Подтвердите свою мысль примерами из текста сказа.
      — Какое значение имеет в сказе то, что Хозяйка накормила Степана «щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и прочим, что по русскому обряду полагается»?
      — Почему не только Хозяйка, но и Степан стали невеселы? Что огорчило Степана, хотя он и стал вольным? Куда он ходил на охоту и почему не приносил добычу? Опишите сцену его смерти.
      — Почему автор кончает сказ словами о том, что если встретится худой человек с Хозяйкой, то будет ему горе, да и доброму радости мало?
      — В каком сказе Бажова говорится о дальнейшей жизни семьи Степана, о его вдове Настасье и дочери Тане? Подготовьте рассказ о судьбе Тани по сказу «Малахитовая шкатулка».
      — Какие кино- и телефильмы, созданные по сказам Бажова, вы видели? Чьи иллюстрации к сказам из «Малахитовой шкатулки» вы знаете?
      Закончить урок можно следующим сообщением: «На памятнике П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из одного его сказа: «Работа, она штука долговекая, человек умрет, а дело его остается». Как объясняют эти слова учащиеся?
Категория: 5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 1755 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0