Приступая к изучению темы «Пушкин», учитель, во-первых,
должен вспомнить с ребятами, что они уже знают о Пушкине из курса литературы
основной школы, и найти «золотую середину» между сухим рассказом о биографии
поэта, который легко отразить в хронологической таблице, и ярким,
запоминающимся повествованием о наиболее интересных страницах биографии поэта.
Читателей-школьников обычно привлекает известная цитата Н. В. Гоголя: «Пушкин
есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это
русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет».
Эти слова современные школьники воспринимают с иронией. Ведь надежды Гоголя на
то, что через 200 лет в России, может быть, родятся новые Пушкины, вряд ли
оправдались. Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько
этапов:
Основные периоды жизни и творчества Пушкина
|
Характерные черты периода
|
Наиболее значительные произведения, созданные в этот
период
|
Лицейский период (1813—1816 гг.)
|
|
|
Петербургский период (1817—1820 гг.)
|
|
|
Период Южной ссылки (1820—1824 гг.)
|
|
|
Период ссылки в Михайловское (1824—1826 гг.)
|
|
|
Творчество II половины 20-х годов (1826—1830 гг.)
|
|
|
Творчество периода Болдинской осени (1830 г.)
|
|
|
Творчество 30-х годов (1831—1836 гг.)
|
|
|
Думается, что рассказ о личности и судьбе поэта будет
скупым и однообразным, если оторвать факты его биографии от фактов творчества,
потому что жизнь поэта неотделима от созданных им произведений. Но учащиеся
должны четко усвоить идейно-эстетические позиции Пушкина в каждый период его
творчества, четко представлять себе, какие произведения являются характерными
для каждого этапа, как эволюционировали в творчестве Пушкина ведущие темы его
лирики. Учащиеся уже обращались к поэзии Пушкина в классах основной школы,
подробно знакомились с его лирическими произведениями в 9 классе. В центре
работы с десятиклассниками на уроках по изучению лирики Пушкина — обобщение
ранее изученного, обогащение ведущих тем его поэзии новыми фактами, размышлениями,
проблемно-содержательный анализ романа «Евгений Онегин».
На первых уроках по изучению произведений Пушкина стоит
вспомнить основные этапы его биографии и творческого пути, заполнить
хронологическую таблицу его жизни и творчества, записав в классе или дома
характерные черты и наиболее значительные произведения каждого периода.
Для лицейского этапа характерно формирование
Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина,
Жуковского, Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его
патриотические настроения («Воспоминания в Царском Селе»), политические мотивы,
протест против крепостничества («Лицинию»), вольнолюбивые и сатирические мотивы
(«Городок»), которые тесно переплетаются с приверженностью философии Эпикура и
анакреонтикой. В раннем творчестве начинает звучать тема смерти («Моя
эпитафия», «Завещание», «Элегия», «Желание»), но она не имеет трагического
оттенка, поэт желает умереть любя.
Для петербургского периода характерно тяготение к
активному романтизму, декабристским настроениям во имя торжества свободы.
Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике Пушкина Южного
периода. Появляются и «южные» поэмы, героями которых становятся сильные и
ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом. В качестве индивидуальных домашних
заданий можно предложить сильным учащимся проследить особенности романтической
композиции и стилистики одной из «южных» поэм.
В период михайловской ссылки в творчестве Пушкина
происходит утверждение принципов реализма. В этот период создается историческая
трагедия «Борис Годунов», которую школьникам предстоит обсудить на уроке
внеклассного чтения.
Вопросы для обсуждения
Какие национально-исторические проблемы поднимает Пушкин
в трагедии?
Какие картины, характерные для русской жизни XVII века,
изображены в трагедии?
Какие социальные силы противопоставлены в пьесе?
Почему автор подчеркивает трагедию одиночества Бориса
Годунова и в центре пьесы — нравственные мучения царя?
Какую роль играет в трагедии образ «мнения народного»?
Как народ относится к царской власти?
Как автор понимает роль народа в истории?
В чем своеобразие композиции трагедии «Борис Годунов»?
Каковы особенности ритмической и стиховой структуры
трагедии?
В период после поражения декабристского восстания
(1826—1830 гг.) Пушкин остается верным идеалам декабристов. Эти настроения
подтверждаются в стихотворениях «В Сибирь», «Арион», «Анчар».
В конце 30-х годов в творчестве поэта появляются мотивы
разочарования, которые он пытается преодолеть («Брожу ли я вдоль улиц
шумных...»). 30-е годы — вершина творчества Пушкина. Завершен «Евгений Онегин»,
лирика носит ярко выраженный философский характер, поэта волнуют вечные
проблемы бытия, Пушкин создает реалистическую прозу. Философское осмысление
приобретает и тема поэта и поэзии.
|