Четверг, 09.05.2024, 13:36


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 8 КЛАСС

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (1910—1971) «Василий Теркин»
11.09.2014, 11:24

      Изучение поэмы «Василий Теркин» имеет давнюю традицию и в литературоведении, и в методике, и в школьном изучении. Поэму «Василий Теркин» читал не однажды сам автор, первым исполнителем ее среди чтецов был народный артист СССР Дмитрий Николаевич Орлов. По словам Твардовского, «стих Теркина» с его интонационным фразеологическим строем оказался сродни дару Орлова. Методист И. И. Чернова в статье «Прослушивание грамзаписи на уроках по поэме «Василий Теркин» рассказала об организации уроков с использованием грамзаписи.

      Приведем лишь некоторые фрагменты этих уроков.

      Познакомив учащихся с творчеством Д. Н. Орлова, учительница подчеркнула, что именно художественное чтение во многом определило его развитие как артиста. Сам он признавался, что погиб бы как художник, если бы не занимался чтением. Выступая с чтением литературных произведений в течение тридцати лет, Д. Н. Орлов достиг высокого исполнительского мастерства. Учительница говорила, что для творческой манеры артиста характерны очень умная и тонкая подача текста, удивительная способность точно и живо лепить образы с помощью слова, певучая мелодичность речи, теплота и сердечность интонаций. По словам С. Я. Маршака, в устах Орлова «живая, улыбчивая народная речь звучала правдиво, богато и свежо». Сам Орлов ценил в своем исполнении прежде всего простоту и серьезность, глубину в передаче смысла литературного произведения. «Мое искусство простое... но я люблю его серьезно. Тонкость не в манерности понимаю я», — записал актер 6 апреля 1946 года в дневнике.

      Учительница говорила о репертуаре чтеца, который подготовил его к встрече с поэмой «Василий Теркин». В репертуаре артиста видное место занимали произведения устного народного творчества, русская и советская классика (произведения Крылова, Ершова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Чехова, Л. Толстого, Горького, Фурманова, Вс. Вишневского, Шолохова, Твардовского). «Главное для меня — живой русский народ, — говорил артист, — и я хотел бы отразить... русского человека таким, каким я его знаю». Поэма «Василий Теркин» отвечала этим творческим устремлениям художника.

      На том же уроке один из учеников рассказал о творческих взаимоотношениях поэта и чтеца. В основу сообщения была положена статья А. Твардовского «Василий Теркин» Дмитрия Орлова» и отрывки из дневниковых записей артиста.

      Своим искусством Д. Н. Орлов утверждал правдивую, искреннюю манеру исполнения, о которой К. С. Станиславский писал: «Есть другая манера декламации... простая, сильная, благородная... Я чувствую в ней настоящую музыкальность, выдержанный, верный и разнообразный ритм, хороший, спокойно передаваемый внутренний рисунок мысли или чувства»1.

      Знакомство с творчеством выдающихся русских чтецов расширяет кругозор школьников, углубляет понимание прочитанного произведения, служит эффективным средством обучения выразительному чтению, повышает культуру речи учащихся.

      Интересно включить в работу над поэмой иллюстрации О. Верейского, великолепного художника-иллюстратора произведений А. Т. Твардовского, его друга и соратника. Близкой к поэме является и картина Ю. Непринцева «Отдых после боя», сюжет и героев которой целесообразно сопоставить с героями поэмы Твардовского. Что сближает их? Беседа на эту тему с учащимися проходит интересно и живо.

      Необычайно важно обратить внимание учащихся на юмор, которым пронизана вся поэма. Поэт говорит, что его герой «обыкновенный» человек, но по мере чтения поэмы оказывается, что он мужественный, смелый, готовый на выдумки, обладающий смекалкой, широкой душой, горячо любящий свою родину, т. е. обладает качествами, присущими всему народу.

      Юмор поэмы и юмор героя подчеркивает душевное здоровье, неиссякаемую энергию, направленную в данном случае на защиту отечества:

Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.

      Автор поэмы «населяет» свое произведение множеством людей, наряду с Василием Теркиным — генерал, бородач-солдат, старик-солдат и его старуха («Два солдата»), шофер и пр.

      Подумаем вместе с восьмиклассниками, зачем нужен поэту столь обширный «населяющий» поэму масштаб.

      В статье П. Рощина и Е. Аксеновой «Художественное мастерство А. Твардовского в поэме «Василий Теркин» подробно рассматривается содержание, композиция и язык поэмы. Приведем фрагменты из этой статьи2:

      «На связь поэмы с устным народным творчеством указывает и ее язык. Элементы частушки, пословицы, поговорки и прибаутки чрезвычайно многочисленны в поэме. Иногда это даже не элементы, а целые обороты, бытующие в народе или (в большинстве случаев) перефразированные автором: «Будем живы — не помрем», «Делу — время, час — забаве», «Тут не скажешь: я не я, ничего не знаю, не докажешь, что твоя нынче хата с краю», «Ничего, с земли не сгонят, дальше фронта не пошлют», «У войны — короткий путь, у любви — далекий», «Города сдают солдаты, генералы их берут» — и многие другие.

      В поэме множество уменьшительных слов, характерных для устной народной поэзии («голубочек», «сыночек», «дружок», «соколик» и т. п.) и постоянных эпитетов («земля сырая», «година горькая», «дорога постылая», «край чужой» и др.).

      Поэт ассоциирует события с известными песнями Гражданской войны:

Мимо, мимо той сторонки
Шла дивизия вперед.

      Получила отражение в «Книге про бойца» и широчайшая популярность афористических строк песни М. Исаковского «В лесу прифронтовом» («И каждый знал, дорога к ней идет через войну»):

И бойцу за тем порогом
Предстояла путь-дорога
На родную сторону,
Прямиком через войну.

      Язык поэмы, преимущественно разговорный, народный, отличается образностью, меткостью, своеобразием синтаксических конструкций.

      Для поэмы характерны идиоматические выражения и непереводимые обороты речи («сказать по чести», «ударит в пот и дрожь», «парень хоть куда», «ясно до точки», «шут с тобой», «подать рукой» и т. д.), иносказательные слова и обороты, родившиеся в условиях фронтовой жизни («загорать», «баранка», «топать», «крышка» и т. п.) или только применимые к фронтовой обстановке («данная точка», «рваная яма», «садить из миномета», «жизни даст», «силен» и т. п.).

       Структуру разговорной речи с ее краткостью, преобладанием простых предложений, отсутствием связок Твардовский сохраняет и в диалогах.

      Диалоги в поэме очень часты; они сообщают ей живой драматический характер, несут самые разнообразные функции: рисуют военный быт, дают портретные характеристики и т. д.

      Народно-разговорный характер языка поэмы, а следовательно, ее теснейшая связь с народными поэтическими произведениями особенно ярко сказываются в синтаксических параллелизмах, к которым Твардовский очень часто прибегает. Синтаксические параллелизмы пронизывают и лексику, и синтаксис, а в ряде случаев переходят в повторения отдельных строк и даже строф (например, в главах «О любви» и «На Днепре»).

      Изобразительные средства поэмы (метафоры, эпитеты, сравнения и т. п.) делают нарисованную картину наглядной, ощутимой, конкретной, как, например, метафоры «Чутко дышит берег этот», «Прибаутки, поговорки сыплет под ноги себе» и т. п.

      Выразительность стиха усиливает употребление динамичных глаголов:

Дверцу выбросил шофер...

Гармонист
Кинул пальцы сверху вниз.

      Для поэтического языка Твардовского характерен лаконизм — драгоценнейшее свойство. «Уловить именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собой данная картина, — писал В. Некрасов, — дело величайшей трудности».

      Твардовский проявил в этом высокое мастерство:

Под накатом из жердей,
На мешке картошки,
С узелком, с горшком углей,
С курицей в лукошке...

      Целый отрезок жизни стариков с их бытом в прифронтовой полосе уместился в десятке слов, блестяще организованных в поэтическую строфу.

      Вот как выглядит хорей, использованный для передачи неторопливого, обстоятельного рассказа:

— Доложу, хотя бы вкратце,
Как пришлось нам в счет войны
С тыла к фронту пробираться
С той, с немецкой стороны.
Как с немецкой, с той зарецкой
Стороны, как говорят,
Вслед за властью за советской,
Вслед за фронтом шел наш брат...

      Обилие повторов, смысловых пауз, предлогов, союзов замедляет ритм, делает невозможным читать эту строфу скороговоркой. Это речь обстоятельного рассказчика.

      А вот тот же хорей, призванный живописать динамику пляски:

Подает за штукой штуку,
— Эх, жаль, что нету стуку.
Эх, друг,
Кабы стук,
Кабы вдруг —
Мощеный круг!

      Интересным приемом скрепления текста являются рефрены. Чаще всего каждый такой рефрен оказывается лейтмотивом отдельной главы, например:

А гармонь зовет куда-то
Далеко, легко ведет!

(«Гармонь»)


Переправа, переправа!
Берег правый, как стена...

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый...

Переправа, переправа...
Темень, холод. Ночь, как год...

Переправа, переправа...
Пушки бьют в кромешной мгле...

(«Переправа»)

      Или:

Тула, Тула... Что ж ты, Тула?

(«Теркин ранен»)

      И еще:

Вот что значит мы, солдаты...

(«Два солдата»)

      Кроме того, в поэме есть рефрены, переходящие из главы в главу и составляющие их лейтмотив:

Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя!
Мать-земля моя родная...
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

      Н. К. Силкин в статье «Василий Теркин» А. Твардовского в VII классе» предлагает построить уроки по проблемно-тематическому принципу и считает, что главное внимание следует обратить на планирование уроков и систему домашних заданий. Рассмотрим темы и проблемы, поставленные им на уроках. Первый урок — «Личность А. Твардовского и его поэма «Василий Теркин». Второй урок — «Василий Теркин» — «Книга про бойца». «Теркин — кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный». Третий урок — «Тема «большой и малой» родины в поэме. «Мать-земля родная наша, В дни беды и дни побед Нет тебя светлей и краше И желанней сердцу нет». Четвертый урок — «Тема войны и мирной жизни в поэме. «Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле».

      Можно привести еще много вариантов построения уроков по изучению поэмы А. Т. Твардовского в школе. Однако остановимся еще на одном варианте организации подобной работы — интеграционных уроках-семинарах по данной теме. Для этого школьники получают предварительные задания: индивидуальные и групповые. Например: одни готовят рассказ о поэте, подбирают и организуют выставки изданий с различными иллюстрациями поэмы (художников И. Бруни, О. Верейского), лучших рисунков учащихся к фрагментам поэмы, другие подбирают магнитофонные пленки, пластинки с чтением автора и актеров, третьи готовят инсценирование разных фрагментов текста, четвертые — индивидуальное выразительное чтение отдельных глав, пятые — диалоги-размышления по содержанию поэмы, шестые — характеристику Василия Теркина, седьмые — рассуждение о языке, о «необыкновенных» читателях и на тему «Автор и его рассуждения в поэме в главах «От автора» и т. д. Затем, начиная с вопросов, почему писателю близка тема войны, как и когда была написана поэма, как и что писали о ней критики, сам автор, как описывается война и солдаты, выстроить урок-семинар.

      Таким образом, получится, что каждый внимательно прочитает поэму, проникнется ее мыслями, музыкой стиха, юмором, продемонстрирует знание текста произведения, понимание пафоса поэмы, знание важных страниц из жизни поэта, а в целом необходимо построить урок-семинар с участием каждого ученика класса.

      Материалы литературоведов, методистов помогут учителям организовать такие уроки, которые запомнятся школьникам и дадут возможность полюбить творчество поэта и продолжить чтение других его произведений, воспоминаний о нем и его творчестве, например: Воспоминания об А. Твардовском / Сост. М. И. Твардовская. — М., 1978; А. Твардовский. Василий Теркин / Сост. А. Л. Гришунин. — М., 1976. — (Серия «Литературные памятники»).


      Предлагаем вам варианты тем уроков из опыта работы учителя-словесника Е. Е. Фроловой (Москва).

      1-й урок. «Это поистине редкая книга» (И. Бунин).

      2-й урок. «Русский труженик — солдат» (анализ глав «Переправа», «О награде», «Гармонь»).

      3-й урок. «Русский чудо-человек» (главы «Два бойца», «Кто стрелял», «От автора»).

      4-й урок. Сочинение-миниатюра «Василий Теркин — русский солдат».

      5-й урок. «Еще раз о «Василии Теркине».

Категория: 8 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 8 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 3127 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0