Пятница, 26.04.2024, 14:25


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 8 КЛАСС

МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ ОСОРГИН (1872—1942) «Пенсне»
11.09.2014, 11:28
      Знакомство с писателем М. А. Осоргиным и его творчеством у восьмиклассников первое. Именно поэтому на уроке учитель подробно расскажет о его жизни. Известно, что воспоминания писателя о детстве были светлыми и помогали ему в самые трудные минуты.

      Вспоминались ему и светлые образы, и доброта его родителей, и родная природа, он радовался и гордился, что родился в глубокой провинции, в деревянном доме. С некоторой иронией вспоминал он о гимназии, о своей любви к книгам и о ранних писательских опытах.

      Далее жизненная дорога привела его на юридический факультет Московского университета, ему сразу полюбилась Москва («Душа с ней сразу сроднилась, в Москве всякий находит родное...»). В студенческие годы Осоргин был корреспондентом «Пермских губернских ведомостей», с 1902 года началась его адвокатская работа в Москве. По его словам, в революционной деятельности он был больше зрителем, чем участником. Когда начались противоречия в партии эсеров, Осоргин оказался в оппозиции, был арестован, в мае 1906 года чудом оказался на свободе, бежал в Финляндию, затем поселился в местечке Сори близ Генуи. В русских эмигрантских кругах к Осоргину относились с неприязнью. Он писал, что города Италии были ему комнатами (Рим — рабочим кабинетом, Флоренция — библиотекой, Венеция — гостиной, Неаполь — террасой). В книге «Там, где я был счастлив» много страниц посвящено Италии. Он объездил всю Европу, встречался с Горьким на Капри. С 1916 по 1922 год жил в России, но в 1922 году был выслан, жил в Берлине, ездил в Италию, читал там лекции, работал над рассказами, в 1923 году уехал в Париж, мечтал о возвращении на родину. Осоргин видел противоречия в современной ему жизни и сумел их показать. Литературоведы отмечали, что у него «любовь к языку и своей истории соединялась с любовью к человеку». В 1940 году Осоргину с женой пришлось бежать из Парижа, а вернувшись, они нашли квартиру опечатанной, библиотеку и архив вывезенными. Умер писатель в Шабри́ 27 ноября 1942 года. Там и похоронен. Множество раз он просил Горького помочь ему напечататься в России: «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым на... родине». И еще: «Мое счастье не в том, чтобы я, чтобы мы увидели Россию возрожденной и свободной, а в том, чтобы таково было ее будущее». Сейчас книги Осоргина возвращаются к читателю, вот и мы знакомимся с необычным рассказом «Пенсне». Некоторые школьники могли прочитать и еще один рассказ писателя — «Мумка».

      Рассказ «Пенсне» юмористический и одновременно сочетающий в себе реальное и фантастическое. Реально пропавшее пенсне, но фантастично его убежище... Автор убеждает читателя, что вещи живут своей жизнью («часы шагают», «хворают», «кашляют», «печка мыслит», «запечатанное письмо подмигивает и рисуется», «раздвинутые ножницы кричат», «кресло сидит», «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках»). Обратим внимание, что каждый предмет, увиденный и «услышанный» автором, действительно именно так и «действует», как кажется писателю. Продолжим чтение с учащимися и придумаем, если восьмиклассники обладают воображением, каждому предмету свою историю, отталкиваясь от тех действий, которые определил им писатель. Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?

      Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут? Чем заканчивается рассказ? Каковы рассуждения автора? Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности? Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевленных, наделенных разумом? Словом, рассказ зовет к размышлениям, к желанию помечтать, пофантазировать о жизни вещей и окружающих нас предметах.

Категория: 8 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 8 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 4965 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0