Знакомство с
писателем М. А. Осоргиным и его творчеством у восьмиклассников
первое. Именно поэтому на уроке учитель подробно расскажет о его
жизни. Известно, что воспоминания писателя о детстве были светлыми
и помогали ему в самые трудные минуты.
Вспоминались
ему и светлые образы, и доброта его родителей, и родная природа,
он радовался и гордился, что родился в глубокой провинции, в деревянном
доме. С некоторой иронией вспоминал он о гимназии, о своей
любви к книгам и о ранних писательских опытах.
Далее жизненная
дорога привела его на юридический факультет Московского университета,
ему сразу полюбилась Москва («Душа с ней сразу сроднилась, в Москве
всякий находит родное...»). В студенческие годы Осоргин был
корреспондентом «Пермских губернских ведомостей», с 1902 года
началась его адвокатская работа в Москве. По его словам, в революционной
деятельности он был больше зрителем, чем участником. Когда начались
противоречия в партии эсеров, Осоргин оказался в оппозиции, был
арестован, в мае 1906 года чудом оказался на свободе, бежал
в Финляндию, затем поселился в местечке Сори близ Генуи. В русских
эмигрантских кругах к Осоргину относились с неприязнью. Он писал,
что города Италии были ему комнатами (Рим — рабочим кабинетом,
Флоренция — библиотекой, Венеция — гостиной, Неаполь —
террасой). В книге «Там, где я был счастлив» много страниц
посвящено Италии. Он объездил всю Европу, встречался с Горьким на
Капри. С 1916 по 1922 год жил в России, но в 1922 году
был выслан, жил в Берлине, ездил в Италию, читал там лекции, работал
над рассказами, в 1923 году уехал в Париж, мечтал о возвращении
на родину. Осоргин видел противоречия в современной ему жизни и
сумел их показать. Литературоведы отмечали, что у него «любовь к
языку и своей истории соединялась с любовью к человеку». В 1940 году
Осоргину с женой пришлось бежать из Парижа, а вернувшись, они нашли
квартиру опечатанной, библиотеку и архив вывезенными. Умер писатель
в Шабри́ 27 ноября 1942 года. Там и похоронен. Множество
раз он просил Горького помочь ему напечататься в России: «Невыносимо
обидно совсем не быть читаемым на... родине». И еще: «Мое счастье
не в том, чтобы я, чтобы мы увидели Россию возрожденной и свободной,
а в том, чтобы таково было ее будущее». Сейчас книги Осоргина возвращаются
к читателю, вот и мы знакомимся с необычным рассказом «Пенсне».
Некоторые школьники могли прочитать и еще один рассказ писателя —
«Мумка».
Рассказ «Пенсне»
юмористический и одновременно сочетающий в себе реальное и фантастическое.
Реально пропавшее пенсне, но фантастично его убежище... Автор убеждает
читателя, что вещи живут своей жизнью («часы шагают», «хворают»,
«кашляют», «печка мыслит», «запечатанное письмо подмигивает и рисуется»,
«раздвинутые ножницы кричат», «кресло сидит», «книги дышат, ораторствуют,
перекликаются на полках»). Обратим внимание, что каждый предмет,
увиденный и «услышанный» автором, действительно именно так и «действует»,
как кажется писателю. Продолжим чтение с учащимися и придумаем,
если восьмиклассники обладают воображением, каждому предмету свою
историю, отталкиваясь от тех действий, которые определил им писатель.
Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?
Какова история
карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут? Чем заканчивается
рассказ? Каковы рассуждения автора? Можно ли думать, что исчезновение
пенсне было проявлением его индивидуальности? Понравился ли рассказ?
Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому,
как о предметах одушевленных, наделенных разумом? Словом, рассказ
зовет к размышлениям, к желанию помечтать, пофантазировать о жизни
вещей и окружающих нас предметах. |