Раздел «Писатели
улыбаются» был введен в учебник-хрестоматию для 5 класса,
теперь он будет и в учебнике-хрестоматии для 8 класса.
Юмористические произведения помещены во все классы нашей программы.
Известно, что юмор и сатира не так просто воспринимаются школьниками,
следовательно, задачей уроков, связанных с подобными произведениями,
является приобщение учащихся к восприятию сатиры и юмора, желание
научить детей понимать настоящий юмор, жесткую сатиру, видеть, с
помощью каких художественных средств создается автором сатирическое
или юмористическое произведение.
В 8 классе
школьникам предстоит познакомиться с непривычным для них произведением —
историей в юмористическом освещении. Как создается авторами в этом
случае юмор? Над чем предлагают нам посмеяться авторы этих произведений?
Ведь, казалось бы, так серьезна и лишена всякого юмора тема смены
тысячелетий. Но вот одно лишь слово юмориста — и вся серьезность
уходит, становится смешным самое несмешное событие.
Уроки по этой
теме важно начать с повторения определений юмора, сатиры, гиперболы,
гротеска. Поговорить о том, какие юмористические и сатирические
произведения известны восьмиклассникам, как строится юмористическое
произведение, как важно каждому уметь воспринимать юмористическое
и сатирическое произведение, отличать плоскую и неумную шутку от
настоящего юмора. Ведь только настоящие юмористические и сатирические
произведения живут долго, радуют читателей и часто воспринимаются
так, как если бы были написаны о современных ситуациях, т. е. заставляют
улыбаться многие поколения читателей, хотя опубликованы были в давно
прошедшие времена.
До сих пор интересны
истории, рассказанные Н. В. Гоголем и М. Е. Салтыковым-Щедриным,
А. П. Чеховым и М. М. Зощенко, Ильфом и Петровым,
Тэффи и А. Т. Аверченко...
Мы удивляемся
верности характеров гоголевского «Ревизора» и негодуем по поводу
того, что далеко не всё, осмеянное в давние времена XIX века
Н. В. Гоголем, ушло в прошлое в XX и в XXI веках.
Краткие сведения
об авторах «Сатирикона» школьники прочитают и перескажут на следующем
уроке. После этой работы восьмиклассники под руководством учителя
читают вслух отрывки из «Сатирикона», затем отвечают на вопросы
учебника и стараются определить, какие средства помогают авторам
создать юмористический эффект пересказа исторического прошлого человечества.
Дома, кроме этого
материала, школьники читают самостоятельно рассказы Тэффи и Зощенко,
готовят их к пересказу, инсценированию, находят в них художественные
средства, оттеняющие юмор рассказов, отвечают на вопрос: что вызывает
смех, а что — грусть и негодование в рассказе Зощенко?
Общая направленность
уроков — понять, как создается юмористическое произведение,
и научиться понимать юмор и сатиру в художественном произведении.
Именно в этом и нужно помочь восьмиклассникам. |