На втором уроке важно показать учащимся значение
творчества Державина и его влияние на творчество поэтов последующих поколений.
В центре урока — чтение и изучение оды «Фелица».
Вопросы и задания к оде «Фелица»
Какова история создания оды? (Для ответа на этот вопрос
можно использовать записки «Объяснения на сочинения Державина», сделанные
поэтом в конце жизни.)
Объясните смысл названия оды.
Сопоставьте оду Державина «Фелица» с «Одой на день
восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны.» Ломоносова. Что общего и
различного в облике героинь этих произведений?
Какие художественные приемы используют поэты дли создания
центрального образа каждой оды?
Почему, несмотря на один и тот же стихотворный размер,
оды звучат по-разному? Сопоставьте лексику, синтаксис и поэтические интонации
этих произведений.
Есть ли в одах сатирическое изображение действительности?
Почему Екатерина II плакала при чтении оды и дала ей
высокую оценку?
Вторая часть урока может быть посвящена выразительному
чтению стихотворений «Соловей» и «Памятник».
Что общего в этих стихотворениях? Какая мысль их
объединяет? Стихотворение Державина «Памятник» уместно сопоставить с
одноименными одами Горация и Ломоносова и выявить черты сходства и различия в
этих текстах.
Для урока внеклассного чтения или для самостоятельных
учебных исследований, рефератов учащимся можно предложить тему «Традиции
Державина в творчестве русских поэтов XIX—XX вв.». Для ее раскрытия
используются «Думы» К. Рылеева, стихи В. Кюхельбекера, А. Пушкина, А. Фета, Ф.
Тютчева, В. Брюсова, Н. Заболоцкого, И. Бродского. В финале урока можно
прочитать и обсудить стихотворение Д. Самойлова «Державин».
|