На первом уроке по творчеству В. Жуковского в 10 классе
необходимо вспомнить произведения поэта, изученные в средних классах:
«Перчатка», «Лесной царь», «Светлана» и др. Жуковский был воспитан на
европейской литературе, а также прекрасно знал и чувствовал поэзию русского
фольклора.
Особенностью его творчества стало то, что, даже если поэт переводил
для русского читателя западноевропейскую поэзию, он на основе чужого произведения
умел создать свое, новое самобытное творение, окрашенное национальным
колоритом. Подчеркивая эту особенность своего творческого дарования, Жуковский
пишет Гоголю 6 февраля 1848 года: «Мой ум — как огниво, которым надобно ударить
о камень, чтоб из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского
творчества, у меня почти все или чужое, или по поводу чужого — и все, однако,
мое».
В рассказе учителя о творческом пути В. Жуковского
необходимо выделить три основных этапа его творчества:
Школьникам будет интересен эмоциональный рассказ учителя
о неразделенной любви В. Жуковского и М. А. Протасовой. Можно прочитать стихи,
посвященные ей: «Песня» («Мой друг, хранитель-ангел мой.»), «К ней», «19 марта
1823 года» и др.
Известно, что, получив отказ Екатерины Афанасьевны,
матери Машеньки Протасовой, на брак с ее дочерью и запрет на выражение своих
чувств, В. Жуковский в чине поручика Московского ополчения направляется на
театр военных действий против Наполеона и 26 августа 1812 года присутствует при
Бородинском сражении. Впечатления от увиденного легли в основу стихотворения
«Певец во стане русских воинов». При чтении стихотворения следует обратить
внимание учащихся на сочетание различных эмоциональных состояний «лирического
я», соединение в стихотворении черт разных литературных направлений:
Какие эмоциональные состояния характерны для основного
настроения стихотворения? Как сочетаются в нем возвышенный тон и лирическая
задушевность?
Как показана в стихотворении история долголетней борьбы
России с захватчиками? Как утверждается здесь связь времен, преемственность
поколений? Попытайтесь определить жанр стихотворения и аргументируйте свое
мнение. Докажите, что стихотворение проникнуто патриотическим пафосом.
Как в стихотворении сочетаются черты классицизма и романтизма?
Каковы функции использования архаической лексики? Назовите черты, характерные
для романтического стиля.
В заключительной части урока можно прочитать
стихотворение «Песня» («Минувших дней очарованье.») (1818) и обратить внимание
учащихся на черты романтического стиля и особенности жанра этого стихотворения.
Оно посвящено Екатерине Федоровне Вадковской, которая приходилась родной
племянницей Анне Ивановне Плещеевой, умершей в 1817 году жене друга Жуковского
Александра Алексеевича Плещеева, помещика и владельца имения Чернь. В 1814 году
Жуковский жил по соседству от Плещеевых, в Долбине, и любил часто приезжать в
Чернь. Именно А. И. Плещееву подразумевает Жуковский в словах стихотворения
«там есть один жилец безгласный, свидетель милой старины». Указывая на внешнее
сходство А. И. Плещеевой и Е. Ф. Вадковской, Жуковский пишет в письме А. П.
Елагиной: «Она [«Песня»] написана для Вадковской, которая и лицом и голосом
похожа на Анну Ивановну. Натурально, что с этим лицом и с этим голосом тесно
связано прошлое... воспоминания прошедшего не иное что, как сон, который следа
не оставляет, который действует до тех пор, пока длится, и этот сон редок;
настоящее хорошо. После такого предисловия читайте смело (следует стихотворение
«Минувших дней очарованье»). «Этот край — Чернь!» — пишет Жуковский, объясняя
слово «край» в последней строфе стихотворения. Такой биографический комментарий
поможет читателям понять подтекст этого стихотворения. Следует также обратить
внимание школьников на элегический характер настроения текста, объяснить,
какими средствами оно создается (романтическая лексика, синтаксис, риторические
вопросы, поэтические интонации печали, утраты, воспевание прошлого, мотив
смерти и др.).
|