Знакомство с
трагедией «Ромео и Джульетта» в 8 классе не только
первая встреча с великим драматургом Шекспиром, но и возможность
дать учащимся некоторые сведения об эпохе Возрождения. Поэтому можно
представить такой вариант изучения темы:
1-й урок.
Эпоха Возрождения (краткое слово учителя). Жизнь и творчество Шекспира
(совместное сообщение учителя и заранее подготовленных учащихся).
Художественный пересказ содержания и инсценирование сцен первого
действия трагедии, уроку предшествовали соответствующие опережающие
задания.
2-й урок.
Аналитическая беседа по материалам сцен трагедии, помещенных в учебной
хрестоматии (сцена 2 из второго действия и сцена 5 из
третьего действия). Художественный монтаж пересказа и инсценирования
последних актов трагедии. Завершающая беседа и итоговое слово учителя.
Примерное содержание
вводных пересказов есть в пособии английских писателей Мэри и Чарльза Лембов «Шекспир, рассказанный детям». Конечно, все ученики должны
целиком прочитать трагедию, но на уроке можно по примеру Лембов
воспроизвести соответствующий материал пересказа:
«В Вероне жили
две знатные богатые семьи: Монтекки и Капулетти. Между этими семьями
с давних времен существовала вражда, мало-помалу превратившаяся
в смертельную ненависть, распространившуюся не только на всех родственников
и сторонников, но и на слуг. Однажды синьор Капулетти устроил бал,
на котором должны были блистать красавицы Вероны, за исключением,
конечно, членов семьи Монтекки. Присутствовала там и Розалина, в
которую, судя по его страстным словам, был влюблен сын старого синьора
Монтекки Ромео. Несмотря на большой риск, на бал в масках приходят
три друга — Ромео, Бенволио и Меркуцио. И на балу Ромео,
пораженный обликом Джульетты, узнает: «Так это Капулетти? Я у
врага в сетях и пойман в сети». А вслед за этим и Джульетта
слышит: «Его зовут Ромео. Он Монтекки, сын нашего заклятого врага».
Это позволит
естественным образом подойти к сцене у балкона, которую следует
воспроизвести в классе выразительным чтением по ролям. После чтения
возможна беседа на основе следующих вопросов и заданий:
— Чем вы
объясняете то, что влюбленного, казалось бы, в Розалину Ромео почти
мгновенно поражает любовь к Джульетте? Легкомыслие ли это или этому
можно дать другое объяснение?
— В чем
выразилось преображение Джульетты под воздействием великого чувства?
(Она сама подчеркивает неожиданность того, что с ней произошло:
«Десятка слов не сказано у нас, а как уже знаком мне этот голос».)
— В каких
словах Джульетты впервые возникает тема преодоления извечной феодальной
вражды?
— Как отвечает
Ромео на вопрос Джульетты: «Кто показал тебе сюда дорогу?»? Соответствует
ли его ответ истине? Мотивируйте свой ответ.
— Джульетта
признается: «Конечно, я так сильно влюблена, что глупою должна тебе
казаться». А какой вам представляется Джульетта в этой сцене? Эта
девочка первой почувствовала, что светлый мир, которым она полна,
противостоит тому, что Ромео ждет здесь неминуемая смерть, если
его найдут ее родные.
— В чем
вы видите справедливость слов Джульетты: «Моя любовь без дна»? Между
сценой у балкона и сценой 5 третьего действия происходят весьма
значительные события. Монах Лоренцо, к которому пришел Ромео с просьбой
обвенчать их с Джульеттой в тот же день, был поражен переменой в
юноше: ведь он знал о его прежнем увлечении Розалиной. Монах согласился
обвенчать их еще и потому, что надеялся примирить Монтекки и Капулетти,
если Ромео и Джульетта вступят в брак.
Следует с помощью
подготовленных заранее учащихся напомнить классу о грозных событиях,
происшедших после венчания молодых героев.
Смертельно раненный
Тибальтом Меркуцио трижды (!) повторяет роковые слова: «Чума возьми
семейства ваши оба!» Тогда Ромео говорит себе: «Умолкни, доброта!»
Джульетта узнает, что Ромео убил ее брата Тибальта, и вначале называет
Ромео исчадьем ада с ангельским лицом, но тут же говорит кормилице:
«Опомнись! Ромео для позора не рожден». Такова обстановка, при которой
происходит сцена 5 третьего действия, фрагмент которой после
его чтения в классе предстоит учащимся анализировать:
— В чем
смысл спора Ромео и Джульетты о том, чье пение они слышат: соловья
или жаворонка?
— Почему
в этой сцене так много говорят о смерти? Какие детали этой сцены
дают ответ на вопрос Джульетты: «Увидимся ль когда-нибудь
мы снова?»?
— В чем,
на ваш взгляд, основная причина начавшейся трагедии любви Ромео
и Джульетты? В XVII веке в читальном зале библиотеки Оксфордского
университета находился экземпляр первого однотомного собрания пьес
Шекспира (1623). Раскрыв объемистый фолиант, студенты облокачивались
на него. Наиболее потертыми локтями читавших и перечитывавших Шекспира
студентов оказываются страницы, где описано последнее свидание Ромео
и Джульетты (сцена 5 третьего действия).
— Чем вы
объясняете такое внимание современников Шекспира и других читателей
к этой сцене?
— Частная
ли ссора двух семей стала причиной трагедии? Почему толпа веронцев
гневно кричит: «Долой Монтекки вместе с Капулетти!»?
Все учащиеся,
конечно, должны самостоятельно прочитать трагедию целиком, что позволит
им совместно подвести итог обсуждению пьесы. Заключительные задания
и вопросы могут выявить те моменты, которые не видны с первого взгляда.
— Мы привыкли
к словам, завершающим трагедию: «Нет повести печальнее на свете,
чем повесть о Ромео и Джульетте». Но в оригинале у Шекспира сказано
иначе: «Никогда не бывало более печальной повести, чем повесть о
Джульетте и ее Ромео». В чем отличие этих двух вариантов? Как
вы объясните то, что Шекспир поставил имя Джульетты на первое место?
— Согласны
ли вы со словами К. М. Нартова: «Похоже, что Ромео слабее
Джульетты... Его страсть прямолинейнее... В поступках своих
он менее изобретателен и целеустремлен, разумеется, лишь в сравнении
с Джульеттой. Ромео ждет поддержки от монаха Лоренцо, а Джульетта
одна, без друга и наставника, находит в себе силы побороть и собственную
слабость, и сопротивление окружающих»? Ромео более красноречив в
изъяснении чувств. Джульетта же «чуждается прикрас». Мотивируйте
свой ответ.
— На каком
основании можно утверждать, что Джульетта, быть может, самая любящая
из всех известных литературных героинь?
— Как вы
понимаете то, что «Ромео и Джульетту» называют «оптимистической
трагедией»?
— Какие
особенности эпохи Возрождения находите вы в трагедии «Ромео и Джульетта»?
— Ненависть
в трагедии связана с феодальным прошлым, а с чем связана любовь?
Что же победило — любовь или вражда?
(Использованы
материалы А. Аникста, А. Бартошевича, Г. Беленького,
Г. Бояджиева, М. Морозова, К. Нартова, Б. Турьянской
и др.) |