К уроку нужно прочитать восьмую и девятую статьи В. Г.
Белинского о Пушкине. Сделать выдержки из статей на темы:
«Герои романа „Евгений Онегин" в оценке Белинского»;
«„Энциклопедия русской жизни" в романе Пушкина».
Индивидуальное
задание: подготовить сообщение «Оценка романа Белинским как
„самого задушевного" произведения Пушкина».
В центре урока — обсуждение основных положений статей
Белинского о романе «Евгений Онегин».
Основные этапы урока:
Индивидуальное сообщение учащегося об оценке романа
Белинским как самого задушевного произведения Пушкина. Главный смысл сообщения:
в романе «Евгений Онегин» «с такою полнотою, светло и ясно. отразилась личность
Пушкина; здесь вся его жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства,
понятия, идеалы».
Обсуждение оценок, данных Белинским главным героям
романа.
Онегин в оценке Белинского. Как объясняет Белинский
причины разочарования Онегина? В чем сложность его характера?
«Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только
охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. Он не годится в гении,
не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его.» «Мы
доказали, что Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. Онегин —
страдающий эгоист. В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни,
так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания,
не перейдя ни через какие убеждения: это смерть!..»
«Письмо Онегина к Татьяне горит страстью. Воскресила ли
его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством
страдания?.. »
Татьяна в оценке Белинского. В чем, по Белинскому,
глубина и сила характера Татьяны? Каковы соотношения разума и чувства в ее
характере? Как критик объясняет изменения, произошедшие с ней, в 8-й главе?
«В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми
страдают сложные натуры. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви;
ничто другое не говорило в ее душе; ум ее спал.»
«Татьяна создала себе свою собственную жизнь, в пустоте
которой тем мятежнее горел пожирающий ее внутренний огонь, что ее ум ничем не
был занят.»
«Посещение дома Онегина и чтение его книг приготовили
Татьяну к перерождению деревенской девочки в светскую даму .»
Ленский в оценке Белинского. Почему Белинский считает
характер Ленского «чуждым действительности»? В чем причина гибели героя? Какой
смысл вкладывал Белинский в понятие «романтик»?
«Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Это
было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и
благородная.»
«Вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. Его радости и
печали были созданием его фантазии».
«В нем было много хорошего, но лучше всего то, что он был
молод и вовремя для своей репутации умер. Это — повторяем — был романтик, и
больше ничего».
Прав ли Белинский, считавший, что для Ленского будущее
скорее всего развивалось бы по второму пути, указанному автором?
Ольга в оценке Белинского. Совпадают ли оценки Ольги
Пушкиным и Белинским? Что значит «зависеть от привычки»? Почему Белинский пишет
о ней с иронией?
«Существо доброе, милое, веселое, Ольга была
очаровательна, как и все „барышни", пока они еще не сделались
„барынями"».
«Ольга — существо простое, непосредственное, которое
никогда ни о чем не рассуждало, ни о чем не спрашивало и. которое все зависело
от привычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но скоро утешилась, вышла за
улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив
собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время».
Вывод
урока.
Оценки главных героев Белинским показывают, что это герои
реалистического произведения.
|