К уроку школьникам необходимо перечитать лирические
отступления романа и строфы, рисующие облик автора-повествователя, и подумать
над вопросами: какой смысл выявляется при сопоставлении автора и Онегина?
автора и Татьяны? автора и Ленского? диалогов автора с читателем? Как образ
автора способствует расширению границ романа, созданию «энциклопедии русской
жизни»?
Действительно, уже в 1 главе мы видим два лика автора:
автор-повествователь и автор- персонаж.
Основные этапы урока:
Докажите, что автор — друг и добрый знакомый Онегина. Как
он относится к Онегину? Какие взгляды автора и Онегина совпадают?
Докажите, что автор — покровитель и защитник Татьяны. Как
это проявляется в стилистике повествования о Татьяне?
Каково авторское отношение к романтической поэзии
Ленского? Какова авторская оценка Ольги? Нет ли в ней противоречий?
Какова авторская оценка конфликтов, проявившихся во
взаимоотношениях между героями? Какими новыми принципами пользуется автор в
изображении окружающей жизни?
Какие события биографии Пушкина отразились в лирических
отступлениях? Какова их композиционная роль?
О чем размышляет автор-повествователь в лирических
отступлениях? Как это его характеризует?
Выводы
урока.
Автор проявляется в романе двояко: и как герой романа, и
как рассказчик. В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии ценности
человеческой личности. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию,
к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни; это отношение к
творчеству, таланту, способностям; это отношение к Родине. Автор является в
романе и стержнем, объединяющим картины русской жизни, связующим звеном в
картинах «энциклопедии русской жизни».
|