На изучение романа в стихах «Евгений Онегин» в 10 классе
можно отвести 7— 8 уроков. Роман должен быть прочитан учащимися самостоятельно,
так как методика работы с ним рассчитана на проблемное изучение.
На первом уроке, посвященном творческой истории романа,
особенностям его замысла, сюжета, композиции и системы образов, необходимо
пройти с учениками путь от выявления первых читательских впечатлений до
осознания сложной композиционной структуры романа. Работа на последующих уроках
поможет ребятам приблизиться к пониманию романа как динамической художественной
системы.
Основные задачи урока:
Выявляя первичное читательское восприятие учащихся,
обратить их внимание на неоднозначную оценку романа современниками, например,
Н. А. Полевым и Е. А. Баратынским, на точки зрения А. Герцена, Н. Гоголя, И.
Гончарова, Ф. Достоевского, рассказать о том, что роман выходил главами,
указать на новаторский характер реалистического романа, увидевшего свет в
период приоритетов романтической художественной традиции.
Познакомить учащихся с черновым планом романа «Евгений
Онегин», состоящего по замыслу из 9 глав, и, сопоставив замысел с окончательным
вариантом, определить, почему автор изменил первоначальный план, какие события,
важные для истории России и биографии Пушкина, произошли в период работы над
романом и как они могли изменить его композиционную структуру.
Выяснить, почему в посвящении П. А. Плетневу автор
называет роман «собраньем пестрых глав», почему в конце первой главы, когда
автор «думал уж о форме плана», он пишет о противоречиях, которые он не хочет
исправить, почему, наконец, в 8 главе мы читаем:
И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще
не ясно различал.
Что значит «свободный роман»? От чего свободный? — Прежде
всего, от тех норм и правил, которые регламентировали создание художественных
произведений во времена Пушкина.
Ленского, если бы он остался жив. Одно из главных
действующих лиц романа — автор-повествователь. Автор романа в системе
действующих лиц и Пушкин — не одно и то же. Герой, от лица которого ведется
повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и
действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью
сюжета и обозначают границы романного, художественного времени. В романе
раздвинуты границы личного конфликта, и в произведение входит русская жизнь во
всех ее проявлениях. Фабулу романа можно уложить в рамки взаимоотношений
четырех главных героев, а сюжет, благодаря наличию автора-повествователя,
выходит за эти рамки.
Почему Пушкин подчеркивал: «Пишу не роман, а роман в
стихах — дьявольская разница..»?
Индивидуальное
задание.
Сопоставить поэму «Цыганы» с романом «Евгений Онегин»,
проследить в них общее и особенное в чертах главных героев, специфике
романтического и реалистического стиля.
Выявить особенности онегинской строфы, ее
композиционно-стилевую роль в романе.
|