К уроку учащимся нужно перечитать 4 и 8 главы романа и
подумать над вопросами: какова эволюция отношений Татьяны и Онегина?
Сопоставьте письма героев. Как их характеризует поведение в 8 главе? Характерно
ли оно для каждого из них? Какова композиционная роль истории любви Татьяны к
Онегину и Онегина к Татьяне? Урок можно провести на основе изучения и
сопоставления 4 и 8 глав романа.
Основные этапы урока:
Наблюдения за развитием событий в 4 главе. Почему, по-вашему, первые
шесть строф 4 главы заменены автором отточиями? Определите состояние главных
героев. Подумайте, почему события развиваются именно в такой
последовательности. (Авторская оценка Онегина — отповедь —
авторская оценка отповеди — рассуждения повествователя о друзьях, родне, любви
— страдания Татьяны — картины счастливой любви Ольги и Ленского — жизнь Онегина
в деревне — наступление зимы — разговор Онегина с Ленским об Ольге, предстоящей
свадьбе, именинах Татьяны — такая последовательность событий подчеркивает
развитие чувства Татьяны к Онегину.)
Анализ сцены объяснения. Какие черты характера Онегина
проявляются в сцене объяснения? Почему он все же отвергает любовь Татьяны?
Зачем в композицию главы автор включает картины счастливой любви Ольги и
Ленского? (Онегин не
намерен ограничивать свою жизнь «домашним кругом», а роман Ленского и Ольги
невольно охлаждает его интерес к Татьяне. Онегин не хочет такой любви.)
Анализ эволюции образа Татьяны в 8 главе. Проследите сюжетную цепь 8 главы.
Как проявляются в ней принципы композиционного параллелизма? Почему развитие
образов Онегина и Татьяны в 4 и в 8 главах как бы находится в зеркальном
отражении? (Рассуждения автора о своей юности и начале
поэтического творчества — рассуждения автора об Онегине, после дуэли
пустившемся в странствия — описание облика Татьяны на петербургском балу и ее
встреча с Онегиным — Онегин полюбил Татьяну — Онегин страдает — письмо — снова
хандра — наступление весны — сцена объяснения — прощание автора с читателем —
такая последовательность событий подчеркивает развитие чувства Онегина к
Татьяне, они как бы поменялись ролями. Но Онегин опять изменил себе («Как я
ошибся, как наказан.»), а Татьяна осталась прежней, сменив только свой внешний облик.)
Каковы авторские приемы изображения внутреннего состояния
героев в 8 главе? Почему Татьяна в 8 главе рисуется глазами Онегина? Какова
авторская оценка поступков Онегина? Что больше всего его поразило в Татьяне и
почему? Какие качества характера Татьяны проявляются в сцене объяснения? Как
изменились Татьяна и Онегин в 8 главе?
Знакомство с «Путешествием Онегина». Прочитайте
«Путешествие Онегина» и сохранившиеся фрагменты 10 главы. Что изменилось в
Онегине в период странствий? Почему Пушкин посчитал 10 главу лишней в своем
романе? Мог ли Онегин стать декабристом?
Практическая работа. Сопоставьте письма Онегина и
Татьяны. Найдите в них сходные места, фрагменты, построенные по одинаковому
композиционному плану, близкие синтаксические конструкции, одну и ту же
лексику. Какой смысл выявляется при этом сопоставлении? Какие черты характеров
героев проявляются в письмах? Искренен ли Онегин в своем письме?
Сопоставление двух любовных линий романа. Каков характер
изображения Пушкиным любви Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны? Какова
композиционная роль истории любви Ленского и Ольги? Какой смысл выявляется при
сопоставлении двух любовных историй? Похожи ли Татьяна и Онегин? Есть ли
основания для их сопоставления?
Итогом урока может стать составление таблицы «Черты
сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина».