Учащиеся к 8
классу уже многое знают о писателе: в 5 классе они
знакомились с детством и началом литературной деятельности Астафьева
и рассказом «Васюткино озеро», в 6 классе —
с рассказом «Конь с розовой гривой».
В программу 8
класса включен рассказ «Фотография, на которой меня нет», являющийся
главой из книги «Последний поклон» — автобиографического произведения
писателя, относящегося к довоенным годам, т. е. для наших учащихся
вполне историческому времени.
Книга «Последний
поклон» сложилась к 1967 году. Об этом времени Астафьев писал: «В основном
добил «страницы детства», которые начал еще в 1956 году. Вижу,
что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого
себя».
Начинал Астафьев
как детский писатель и об этом писал так: «Для детей я всегда пишу
со светлой радостью и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости».
Об этом же писал другой известный писатель, Е. Носов, сказавший
об Астафьеве: «Есть в нем нечто такое, что исцеляет душевные раны,
смуту и прочие человеческие неурядицы. Нет, он не волхв, не старец-кудесник.
Но есть, есть у него к людям особое слово — и в книгах
его, и изустно».
Традиция изучения
рассказа «Фотография, на которой меня нет» недостаточно прочная,
тем важнее учесть и творчески использовать имеющийся опыт такого
изучения. Г. И. Беленький выделил,
пожалуй, основное в рассказе: как «над пластом бедности —
материальной и духовной — живет и пробивается наружу другое,
что не дает душе очерстветь».
В пособии «Литература
в 8 классе. Урок за уроком» авторы уместно напоминают об истории
создания книги Астафьева «Последний поклон». Следует согласиться
с рекомендацией учащимся прочитать повесть «Последний поклон» целиком
и обсудить ее на уроке внеклассного чтения.
«Повесть Астафьева —
последний поклон святому единству жизни... Главная тема «Последнего
поклона» — взросление человека, становление личности главного
героя Виктора Потылицина». Авторы предлагают полезные для анализа
рассказа вопросы и задания:
— Какие
чувства испытывает герой рассказа, рассматривая принесенную учителем
фотографию, на которой его не было? Как меняется взгляд героя на
фотографию?
— С какой
целью автор вводит в повествование свои размышления о других фотографиях?
— Как дополняет
рассказ об учителе история со змеей?
— Какой
нравственный урок несет история, рассказанная писателем?
Учитель может
использовать и рекомендации других методистов, например:
— Проанализируйте
речь бабушки... Что она ценит в жизни и в людях; как народная житейская
мудрость передана через ее речь?
— В каких
эпизодах внутренние переживания персонажей переданы через их внешнее
поведение?
— От лица
кого ведется повествование? Каким настроением проникнут весь рассказ?
Какие события и люди оказывают наиболее сильное впечатление на формирование
характера героя? Что означало для рассказчика постоянное общение
с бабушкой? В чем состояли ее нравственные уроки?
Можно предложить
вопросы и задания учащимся для целостного, «вслед за автором» анализа
рассказа:
— Почему
приезд фотографа в деревенскую школу назван «неслыханно важным»
событием, а сам фотограф — персоной?
— Какие
детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить
у себя фотографа на ночевку? Как еще создает автор картину жизни
людей в Овсянке?
— Как вы
объясняете троекратное повторение: «Вздохнул облегченно учитель.
Ученики вздохнули. Село вздохнуло»?
— Что было
причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз? Как это характеризует
жизнь ребят в деревне?
— Почему
герою рассказа так было важно, чтобы его «засняли» в школе?
— С помощью
каких деталей описания создается в рассказе образ бабушки?
— Автор
неожиданно прерывает рассказчика сообщением о писателе Яшине, т. е.
рассказ ведется как бы с двух точек зрения: от лица юного героя
и взрослого писателя. Какие еще особенности рассказа позволяют увидеть
жизнь в Овсянке тогдашнюю и современную? Например, кто дает в рассказе
оценку сельскому учительству? Почему герой рассказа не забыл малоприметное
лицо учителя? Как к учителю относились в деревне и почему? Почему
автор называет деревенское уважение к учителю «молчаливым»?
— Чему учил
учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни?
— Как вы
понимаете слова писателя: «...важно, чтобы осталось слово «учитель»?
— Рассказ
кончается утверждением, что «деревенские фотографии — своеобычная
летопись нашего народа, настенная его история». Обоснуйте мысль,
что рассказ Астафьева тоже своеобразная история нашего народа.
Обобщающие вопросы
позволят учителю и учащимся подвести итог анализу рассказа:
— Писатель
назвал «Последний поклон», куда входит и рассказ «Фотография, на
которой меня нет», самой заветной, самой свободной и искренней порой
«до глупости» своей книгой. Какими качествами рассказ отвечает этой
авторской самооценке?
— Что дорого
писателю в воспоминаниях о его детстве? В каких обстоятельствах
складывался его характер?
— Какие
черты нашего прошлого, недавней истории нашего народа восстанавливает
в памяти людей В. П. Астафьев?
С появлением
этой книги от многих читателей пошли письма. Общая мысль в них:
«Вы хотели рассказать о своей бабушке, о своих близких, а рассказали
обо всех нас, детях и взрослых того времени...» В одном из
своих писем Виктор Петрович Астафьев сам дал оценку своей книги:
«Шлю Вам свою
книжку, ту самую, ради которой, наверное, и родила меня мать».
Предлагаем фрагменты
из опыта работы над рассказом «Фотография, на которой меня нет»
учителя-словесника Е. Е. Фроловой (Москва).
Знакомству с
произведением посвящен один урок. В начале его — краткий
рассказ о писателе, «визитные карточки» (небольшие цитаты, несколько
слов о сюжете, героях, основной мысли некоторых произведений В. Астафьева,
например «Царь-рыба», «Пастух и пастушка»).
Рассказ «Фотография,
на которой меня нет» — часть книги «Последний поклон». В младших
классах ребята читали другие главы из этой повести. Немного вспомним
о них: кому посвящены, кто является героями, где происходит действие
и т. д.
Анализируемый
рассказ восьмиклассниками к уроку прочитан. Просим их пересказать
сюжет, убеждаемся, что он очень прост; событие, положенное в основу
рассказа, нельзя назвать ярким, необычным. Значит, сюжет в произведении
играет второстепенное значение. Тогда что же в рассказе самое главное?
Основную мысль выразил автор в финале: «Деревенская фотография —
своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Объясняя
смысл этой фразы, школьники говорят о том, что история — это
не только войны, перевороты, эпохальные события; история страны,
ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю
дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет —
часть этой истории. Учитель, развивая мысль ребят, говорит о том,
что не только фотография способна запечатлеть эпоху, создать ее
портрет, но и память человека. А если этот человек — писатель,
то его воспоминания становятся художественным произведением. В этом
смысле рассказ В. Астафьева тоже своеобразный портрет довоенной
эпохи, созданный средствами словесного искусства.
Фотопортрет,
созданный мастером, может отразить, во-первых, подробности
лица, одежды, фона (обстановки), во-вторых, психологические особенности
человека. Задача учащихся — внимательно прочитать рассказ,
увидеть и то и другое.
Далее идет беседа
с элементами комментированного чтения и анализа. При этом придерживаемся
таких вопросов и заданий:
— Как воспринимают
жители деревни приезд фотографа?
— Чем вы
объясните такое отношение людей к этому событию?
— Почему
все село считает особенно важным угодить фотографу?
— Почему
Саньки и героя не оказалось на фотографии?
— Перечитайте
слова Саньки, принявшего решение не сниматься. Почему в его речи
так много повторов? Как этот поступок характеризует Саньку?
— Что вы
можете сказать о состоянии главного героя, когда его зовет Санька
фотографироваться? Какие средства выразительности, использованные
автором, помогли вам сделать такие выводы?
— Какую
роль в рассказе играет отступление о цветах?
— «По окну,
еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка...» —
пишет автор. Перечитайте описания разных деревенских окон, определите
по ним характер хозяек.
— Как выглядят
ребята на школьной фотографии? О чем это говорит?
Подробнее ведем
разговор о бабушке:
— Какую
роль в жизни мальчика играет бабушка Катерина Петровна?
— Найдите
в тексте фразы, сказанные бабушкой. Проанализируйте речь героини,
составьте ее речевую характеристику.
— Расскажите
об учителях школы, в которой учился герой рассказа.
— В какой
школе начали они работу?
— Что делали
они для односельчан? Могли ли они этого не делать?
— Как относятся
к ним люди? Подтвердите свое мнение текстом.
В конце урока
перечитываем финал рассказа (со слов: «Школьная фотография жива
до сих пор») и пытаемся определить, чем особенно дорого ушедшее
время автору, что из запомнившегося он считает самым важным и стремится
донести до читателя.
Дома ребята размышляют
над вопросом о том, чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам. |