Четверг, 18.04.2024, 03:26


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 8 КЛАСС

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ (1924—2001) «Фотография, на которой меня нет»
11.09.2014, 11:22

      Учащиеся к 8 классу уже многое знают о писателе: в 5 классе они знакомились с детством и началом литературной деятельности Астафьева и рассказом «Васюткино озеро», в 6 классе — с рассказом «Конь с розовой гривой».

      В программу 8 класса включен рассказ «Фотография, на которой меня нет», являющийся главой из книги «Последний поклон» — автобиографического произведения писателя, относящегося к довоенным годам, т. е. для наших учащихся вполне историческому времени.

      Книга «Последний поклон» сложилась к 1967 году. Об этом времени Астафьев писал: «В основном добил «страницы детства», которые начал еще в 1956 году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя».

      Начинал Астафьев как детский писатель и об этом писал так: «Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости». Об этом же писал другой известный писатель, Е. Носов, сказавший об Астафьеве: «Есть в нем нечто такое, что исцеляет душевные раны, смуту и прочие человеческие неурядицы. Нет, он не волхв, не старец-кудесник. Но есть, есть у него к людям особое слово — и в книгах его, и изустно».

      Традиция изучения рассказа «Фотография, на которой меня нет» недостаточно прочная, тем важнее учесть и творчески использовать имеющийся опыт такого изучения. Г. И. Беленький выделил, пожалуй, основное в рассказе: как «над пластом бедности — материальной и духовной — живет и пробивается наружу другое, что не дает душе очерстветь».

      В пособии «Литература в 8 классе. Урок за уроком» авторы уместно напоминают об истории создания книги Астафьева «Последний поклон». Следует согласиться с рекомендацией учащимся прочитать повесть «Последний поклон» целиком и обсудить ее на уроке внеклассного чтения.

      «Повесть Астафьева — последний поклон святому единству жизни... Главная тема «Последнего поклона» — взросление человека, становление личности главного героя Виктора Потылицина». Авторы предлагают полезные для анализа рассказа вопросы и задания:

      — Какие чувства испытывает герой рассказа, рассматривая принесенную учителем фотографию, на которой его не было? Как меняется взгляд героя на фотографию?

      — С какой целью автор вводит в повествование свои размышления о других фотографиях?

      — Как дополняет рассказ об учителе история со змеей?

      — Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем?

      Учитель может использовать и рекомендации других методистов, например:

      — Проанализируйте речь бабушки... Что она ценит в жизни и в людях; как народная житейская мудрость передана через ее речь?

      — В каких эпизодах внутренние переживания персонажей переданы через их внешнее поведение?

      — От лица кого ведется повествование? Каким настроением проникнут весь рассказ? Какие события и люди оказывают наиболее сильное впечатление на формирование характера героя? Что означало для рассказчика постоянное общение с бабушкой? В чем состояли ее нравственные уроки?

      Можно предложить вопросы и задания учащимся для целостного, «вслед за автором» анализа рассказа:

      — Почему приезд фотографа в деревенскую школу назван «неслыханно важным» событием, а сам фотограф — персоной?

      — Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке?

      — Как вы объясняете троекратное повторение: «Вздохнул облегченно учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло»?

      — Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз? Как это характеризует жизнь ребят в деревне?

      — Почему герою рассказа так было важно, чтобы его «засняли» в школе?

      — С помощью каких деталей описания создается в рассказе образ бабушки?

      — Автор неожиданно прерывает рассказчика сообщением о писателе Яшине, т. е. рассказ ведется как бы с двух точек зрения: от лица юного героя и взрослого писателя. Какие еще особенности рассказа позволяют увидеть жизнь в Овсянке тогдашнюю и современную? Например, кто дает в рассказе оценку сельскому учительству? Почему герой рассказа не забыл малоприметное лицо учителя? Как к учителю относились в деревне и почему? Почему автор называет деревенское уважение к учителю «молчаливым»?

      — Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни?

      — Как вы понимаете слова писателя: «...важно, чтобы осталось слово «учитель»?

      — Рассказ кончается утверждением, что «деревенские фотографии — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Обоснуйте мысль, что рассказ Астафьева тоже своеобразная история нашего народа.

      Обобщающие вопросы позволят учителю и учащимся подвести итог анализу рассказа:

      — Писатель назвал «Последний поклон», куда входит и рассказ «Фотография, на которой меня нет», самой заветной, самой свободной и искренней порой «до глупости» своей книгой. Какими качествами рассказ отвечает этой авторской самооценке?

      — Что дорого писателю в воспоминаниях о его детстве? В каких обстоятельствах складывался его характер?

      — Какие черты нашего прошлого, недавней истории нашего народа восстанавливает в памяти людей В. П. Астафьев?

      С появлением этой книги от многих читателей пошли письма. Общая мысль в них: «Вы хотели рассказать о своей бабушке, о своих близких, а рассказали обо всех нас, детях и взрослых того времени...» В одном из своих писем Виктор Петрович Астафьев сам дал оценку своей книги:

      «Шлю Вам свою книжку, ту самую, ради которой, наверное, и родила меня мать».

      Предлагаем фрагменты из опыта работы над рассказом «Фотография, на которой меня нет» учителя-словесника Е. Е. Фроловой (Москва).

      Знакомству с произведением посвящен один урок. В начале его — краткий рассказ о писателе, «визитные карточки» (небольшие цитаты, несколько слов о сюжете, героях, основной мысли некоторых произведений В. Астафьева, например «Царь-рыба», «Пастух и пастушка»).

      Рассказ «Фотография, на которой меня нет» — часть книги «Последний поклон». В младших классах ребята читали другие главы из этой повести. Немного вспомним о них: кому посвящены, кто является героями, где происходит действие и т. д.

      Анализируемый рассказ восьмиклассниками к уроку прочитан. Просим их пересказать сюжет, убеждаемся, что он очень прост; событие, положенное в основу рассказа, нельзя назвать ярким, необычным. Значит, сюжет в произведении играет второстепенное значение. Тогда что же в рассказе самое главное? Основную мысль выразил автор в финале: «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Объясняя смысл этой фразы, школьники говорят о том, что история — это не только войны, перевороты, эпохальные события; история страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет — часть этой истории. Учитель, развивая мысль ребят, говорит о том, что не только фотография способна запечатлеть эпоху, создать ее портрет, но и память человека. А если этот человек — писатель, то его воспоминания становятся художественным произведением. В этом смысле рассказ В. Астафьева тоже своеобразный портрет довоенной эпохи, созданный средствами словесного искусства.

      Фотопортрет, созданный мастером, может отразить, во-первых, подробности лица, одежды, фона (обстановки), во-вторых, психологические особенности человека. Задача учащихся — внимательно прочитать рассказ, увидеть и то и другое.

      Далее идет беседа с элементами комментированного чтения и анализа. При этом придерживаемся таких вопросов и заданий:

      — Как воспринимают жители деревни приезд фотографа?

      — Чем вы объясните такое отношение людей к этому событию?

      — Почему все село считает особенно важным угодить фотографу?

      — Почему Саньки и героя не оказалось на фотографии?

      — Перечитайте слова Саньки, принявшего решение не сниматься. Почему в его речи так много повторов? Как этот поступок характеризует Саньку?

      — Что вы можете сказать о состоянии главного героя, когда его зовет Санька фотографироваться? Какие средства выразительности, использованные автором, помогли вам сделать такие выводы?

      — Какую роль в рассказе играет отступление о цветах?

      — «По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка...» — пишет автор. Перечитайте описания разных деревенских окон, определите по ним характер хозяек.

      — Как выглядят ребята на школьной фотографии? О чем это говорит?

      Подробнее ведем разговор о бабушке:

      — Какую роль в жизни мальчика играет бабушка Катерина Петровна?

      — Найдите в тексте фразы, сказанные бабушкой. Проанализируйте речь героини, составьте ее речевую характеристику.

      — Расскажите об учителях школы, в которой учился герой рассказа.

      — В какой школе начали они работу?

      — Что делали они для односельчан? Могли ли они этого не делать?

      — Как относятся к ним люди? Подтвердите свое мнение текстом.

      В конце урока перечитываем финал рассказа (со слов: «Школьная фотография жива до сих пор») и пытаемся определить, чем особенно дорого ушедшее время автору, что из запомнившегося он считает самым важным и стремится донести до читателя.

      Дома ребята размышляют над вопросом о том, чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам.

Категория: 8 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 8 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 5017 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0