В качестве домашнего задания предыдущего урока можно
предложить учащимся подготовиться к практикуму, который будет проводиться на
материале стихотворений «Море» и «Эолова арфа», и подумать над следующими вопросами:
К стихотворению «Море»
Какие романтические образы-символы встречаются в
стихотворении?
Какими способами поэт рисует образ моря?
Какой характер придает стихотворению замедленность
поэтических интонаций, множество определений- эпитетов?
Понаблюдайте за ритмом стихотворения. Как он помогает
создать картину моря?
Какую роль играет в стихотворении звукопись? Как меняется
звуковой образ моря по ходу текста?
Как меняется настроение лирического субъекта? Почему ему
близко изменчивое состояние моря, его внутренняя жизнь?
Найдите в тексте примеры возвышенной лексики. Какой
характер они придают описанию?
Понаблюдайте за поэтическим синтаксисом стихотворения.
Какой смысл придает ему обилие обращений и вопросительных интонаций?
Что общего между морем и лирическим субъектом
стихотворения?
В чем они различны?
Какой характер придает описанию нерифмованный, белый
стих?
Как проведенный вами анализ помогает понять поэтическую
идею стихотворения?
К балладе «Эолова арфа»
Каким настроением проникнута баллада?
Какие черты стихотворения характерны для жанра баллады?
Какие слова и выражения характеризуют облик могучего
Ордала? Минваны? бедного влюбленного певца?
Какие нравственные ценности считали главными Ордал и
Минвана?
Каким рисует автор духовный мир влюбленного юноши?
В чем основа романтического конфликта баллады?
Охарактеризуйте особенности романтического пейзажа, его
психологическую роль.
Как отразились в балладе мифологические мотивы?
Какой характер приобретает в балладе мотив смерти?
Какова позиция автора баллады в оценке романтической
истории любви? Подтвердите свои суждения текстом.
Какой характер придает повествованию особая форма
разностопной восьмистишной строфы?
В заключение урока необходимо подытожить результаты
наблюдений учащихся и определить основное значение творчества Жуковского для
русской литературы. Оно в умении поэта раскрывать тонкости внутреннего мира
человека, глубину и подлинность его эмоциональных переживаний, сложность
испытываемых чувств и настроений. Новаторская черта лирики Жуковского —
изображение лирического пейзажа, который не столько рисует романтический образ
природы, сколько отражает настроенность души, ее тонкую внутреннюю организацию.
Роль Жуковского в истории русской литературы высоко оценил В. Г. Белинский:
«Жуковский — это литературный Коломб Руси, открывший ей Америку романтизма в
поэзии... вот его великое дело, его великий подвиг...» |