И. С. Шмелев —
тоже новое для восьмиклассников имя. По мнению литературоведов,
Замоскворечье — духовный исток его творчества. Здесь он родился,
вышел из торгово-промысловой среды...
Отец писателя
строил на Москве-реке мосты, купальни, паромы, бани, иллюминировал
город в праздники. Семья была патриархальной, отличалась истовой
религиозностью. Первой важной и мудрой школой, по словам писателя,
был двор.
Увлечения Шмелева
были разнообразными. Помимо обучения на юридическом факультете Московского
университета, он интересовался ботаническими открытиями К. Тимирязева.
Первый его литературный труд — зарисовка из народной жизни
«У мельницы», затем были рассказы, повести. Началась переписка
с Горьким. Главной заслугой и новаторством писателя было перевоплощение
в своего героя. Кроме того, его отличает тематическое разнообразие
произведений: дворянская усадьба и артистическая интеллигенция,
тихое житье прислуги и пр.
Февральскую революцию
Шмелев встретил восторженно (он совершает много поездок по России,
выступает на собраниях, митингах). В 1922 году писатель,
по приглашению И. А. Бунина, приезжает сначала в Берлин,
затем в Париж. Начинается эмиграция, а с ней приходит и тоска по
родине. «Доживаем свои дни в стране роскошной, чужой. Все —
чужое», — напишет он позднее.
Последние годы
Шмелев проводит в одиночестве, испытывая тяжелые физические страдания.
Высокую оценку
дал писателю А. Куприн, назвав его последним и единственным
из русских писателей, у которого можно учиться богатству, мощи и
свободе русского языка.
В 8 классе
мы предлагаем школьникам познакомиться с его рассказом «Как я стал
писателем». Он интересен тем, что хорошо передает время и жизнь
человека внутри общества. Кроме того, еще в 7 классе
школьники стали знакомиться с лабораторией писателя, задумываться
над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего
художественного произведения. Шмелев показывает, как начинался его
путь, как подошел писатель к своему первому рассказу, как помогли
ему уроки литературы, работа над сочинением.
На этом уроке
можно начать разговор о том, как работали другие писатели, какова
была их творческая лаборатория. Даже несколько упоминаний о том,
как любил сокращать свои произведения А. П. Чехов, как
переделывал множество раз свои тексты Л. Н. Толстой, может
быть вступлением к разговору о рассказе Шмелева.
Затем учащиеся
пересказывают текст (кратко, подробно, выборочно).
Как проявляется
в тексте рассказа характер самого автора — об этом и будет основная
беседа с учащимися после чтения рассказа. |