Первый урок литературы в 10 классе вводный. На нем
учителю предстоит решить две задачи:
выявить уровень литературного развития учащихся 10
класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор;
во вступительной лекции охарактеризовать историческое
развитие России в первой и во второй половине XIX века, дать общую
характеристику литературе века, выявить основные этапы развития русской
классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров,
художественных методов, русской литературной критики.
Для решения первой задачи учитель может провести
фронтальную беседу, выявив общий уровень развития класса. Для определения
уровня литературного развития каждого школьника можно предложить им письменно
дома ответить на вопросы учителя, а затем обработать результаты анкетирования:
ответить на вопросы учителя, а затем обработать результаты
анкетирования:
Какие произведения русской литературы XIX века вы прочли
летом? Оцените их по пятибалльной системе.
Какие вопросы, поставленные в русской классической
литературе, актуальны и сегодня?
Какие герои литературы XIX века вызывают вашу симпатию
или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.
При подготовке к обзорной лекции учителю следует учесть,
что для усвоения ее содержания необходимо развивать у школьников умение
составлять план (конспект) рассказа учителя, фиксировать его основные
положения, готовить различные виды сопоставительных таблиц, подбирать цитаты и
т. п.
|