Пятница, 22.11.2024, 22:47


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ФЕТ

АФАНАСИЙ ФЕТ
10.09.2012, 20:26
Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года. История  его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения.

   Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета - он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь. Прежде всего, он окончил университет, где учился сначала на юридическом, затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.

   Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Но в1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку. Дворянских прав он так и не завоевал - в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб - ротмистром. Конечно, военная служба не прошла для Фета даром: это были годы рассвета его поэтической деятельности. В 1850 году в Москве вышли «Стихотворения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гончаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом Толстым. Эта дружба была долга и нужна для обоих.

   В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела. До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание.

   В 1856 году вышла новая книга поэта.

   Выйдя в отставку, А. Фет купил землю в Мценском уезде и решил посветить себя сельскому хозяйству. Вскоре Фет женился на М.П. Боткиной. В деревне Степановке Фет прожил семнадцать лет, лишь ненадолго наезжая в Москву. Здесь застал его высочайший указ о том, что за ним, наконец, утверждена фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами.

   В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской  губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву.  Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, характерны его возвращением к литературе. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет: под этим  именем он приобрел поэтическую славу, и оно было ему дорого. В этот период  А. Фет издал собрание своих сочинений под названием   « Вечерние огни» - всего было четыре выпуска.

   В 1889 году, в январе, в Москве было  торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово - родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.         

   А. А. Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Из его творческого наследия современному читателю известна, в основном, поэзия и, куда меньше - проза, публицистика, переводы, мемуары, письма.

Без Афанасия Фета трудно себе представить жизнь литературной Москвы прошлого века. В его доме на Плющихе бывали многие знаменитые люди. Долгие годы он дружил с А. Григорьевым, И. Тургеневым. На музыкальных вечерах у Фета перебывала вся литературная и музыкальная Москва.

   Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.       

  Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. «Это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант...»- говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность.

   Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без к        рая ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:

 

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

 

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой...

 

  Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:

 

Шепот, робкое дыханье,

           Трели соловья,

Серебро и колыханье

           Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

           Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

            Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

            Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

            И заря, заря!..

 

Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, - она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко...», «Недвижные очи, безумные очи...», «Солнце луч промеж лип...», «Тебе в молчании я простираю руку...» и др.

   Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он брал такой , какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы Росси.

   Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью, филигранной точностью. К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание...», «Я пришел к тебе с приветом...», «На заре ты ее не буди...», «Заря прощается с землей...».

   Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов буквально потрясает, не смотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно.

   Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XX века, потому что задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира.

         

 

 

"Только пчела узнает в цветке затаённую сладость…”

 

По нашему мнению, Фета можно назвать певцом русской природы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью; здесь скрытый от невнимательного глаза……………………………………………

 

***

Так резко - сух снотворный и трескучий

Кузнечиков неугомонный звон.

 

***

Как мошки зарёю,

Крылатые звуки толпятся.

 

Нельзя не заметить, что у Фета человек и природа, живое и живущее – две половины одной всеохватывающей мировой гармонии.

 

Мотылёк мальчику.

 

Цветы кивают мне, головки наклоня,

И манит, куст душистой веткой;

Зачем же ты один преследуешь меня

Своею шелковою сеткой?

Дитя кудрявое, любимый нежно сын

Неувядающего мая,

Позволь мне жизнию упиться день один,

На солнце радостном играя.

Постой, оно уйдет, и блеск его лучей

Замрет на западе далеком,

И в час таинственный я упаду в ручей,

И унесет меня потоком.

 

В стихотворении ''Мотылёк мальчику'' Фет показывает беспечность человеческого отношения к насекомым. Как это ни печально признавать, но человечество в большинстве своём думает, что может обойтись без природы и её обитателей, хотя всё совершенно наоборот, и, не осознавая всей серьёзности вопроса, уничтожает все попадающееся на пути, что подтверждает слова: ''Человек уничтожает тех, перед кем чувствует силу''.

Мотылёк, понимая, что его жизнь быстротечна, ценит её, стремясь в полной мере насытиться её прелестью и красотой. Однако, большой и умный по сравнению с ним человек не желает осознавать ценность тех немногих часов жизни мотылька, что отведены ему природой. Здесь можно увидеть философскую мысль о кратковременности и смысле жизни. Ведя повествование от первого лица, Фет обращает наше внимание на то, что природа взывает о помощи, но мы не замечаем её мольбы. Она пытается показать нам, что жизнь столь неприметного существа ценна ничуть не меньше человеческой. Показывая зыбкость и ничтожность жизни мотылька, Фет подталкивает нас к мысли о сущности нашего бытия. Наша жизнь много длиннее жизни мотылька, однако, ничтожно малое количество людей способно испытать ту бурю чувств и эмоций, осознать всю полноту жизни, её прелести и горести, которые доступны этому маленькому, незаметному существу.

В этом стихотворении звучит тема любви к жизни. Эта же тема раскрывается в стихотворении ''Бабочка''. Оба они любят жизнь и хотят жить, но мотылёк стремится жить осознано, желая понять всем своим существом, что же это- ''жизнь'', в то время как бабочка живёт и радуется этому, восторженно созидает окружающий её красочный и удивительный мир, не задумываясь о том, как и зачем живёт:

 

Бабочка

 

Ты прав

Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем —

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу.

Вот- вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

 

Бабочка в стихотворении А. Фета олицетворяет беззаботность и легкомысленность.

Мы задумались, что же лучше, быть мотыльком или бабочкой? И пришли к выводу, что характер бабочки присущ ребёнку, который, любуясь красотой предмета, не задумывается о его ценности и предназначении. Это внимание моментально, оно может переключаться на более яркое или эмоциональное явление. Такова бабочка, а каков же мотылёк? Он скорее похож на серьёзного, вдумчивого человека, который стремится осознать своё бытие, подчиняя свою жизнь философским нормам.  

 

Фетовские весенние стихотворения поразили нас стихийной силой любовного влечения: ''Смело можно сказать, что на русском языке ещё не бывало подобного изображения весенней неги, доходящей до болезненности''. Так сказал критик Дружинин о стихотворении ''Пчёлы'', в котором поет буквально не находит места от сжигающего его ''весеннего огня'':

 

Сердце пышет всё более и более,

Точно уголь в груди я несу.

 

Музыка ''сердечного огня'' звучит пчелиной песнью: ''В каждый гвоздик душистой сирени // Распевая, вползает пчела'' – и сам поет, как будто превращается в пчелу.

 

 

ПЧЕЛЫ

Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,

Сердце ноет, слабеют колени,

В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела.

Дай хоть выйду я в чистое поле

Иль совсем потеряюсь в лесу...

С каждым шагом не легче на воле,

Сердце пышет все боле и боле,

Точно уголь в груди я несу.

Нет, постой же!

С тоскою моею

Здесь расстанусь.

Черемуха спит.

Ах, опять эти пчелы под нею!

И никак я понять не умею,

На цветах ли, в ушах ли звенит.

 

Мы заметили, что Фет особо выделяет пчелу среди разнообразного, красочного мира насекомых. Она несёт в себе ''радость земли'' – она символизирует как раз ту ''страстную чувственность'', которую отмечала критика в фетовской поэзии среди других характерных черт.

Ещё одним из весенних стихотворений является стихотворение ''Это утро, радость эта''.

 

***

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - весна.

 

Здесь Фет утверждает, что мошки и пчёлы являются неотъемлемой частью прекрасной весны.

Фетовские ''песни любви'' часто поёт пчела, символизирующая страстно- чувственное начало в его поэзии. Так, некогда в стихотворении ''Роза'' поэт говорил:

 

И тебе, царица Роза,

Брачный гимн поёт пчела.

 

Мы заметили, что Фет глубоко ценил и уважал насекомых, как равноправных жителей нашего мира, отражая в своих стихотворениях их характеры, настроения и чувства, которые подчас не замечают в них люди:

 

''Вот жук взлетел и прожужжал сердито''

 

''Плачась, комар пропоёт''

 

''Жук, налетевший на ель

Хрипло подругу позвал''

В некоторых стихотворениях Фет использовал образы насекомых для более глубокой передачи окружающей обстановки и атмосферы в ней:

 

У Камина.

Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьётся огонёк.

Так плещет на багряном маке

Крылом лазурным мотылёк.

Видений пёстрых вереница

Влечёт, усталый теша взгляд,

И неразгаданные лица

Из пепла серого глядят.

Встаёт ласкательно и дружно

Былое счастье и печаль,

И лжёт душа, что ей не нужно

Всего, чего глубоко жаль.

В изображении энтомологии Фет часто использовал изобразительные средства языка такие как метафоры, сравнения, эпитеты:

 

''На тмине горят светляки''

 

''Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьётся огонёк.

Так плещет на багряном маке

Крылом лазурным мотылёк''.

 Надо подумать ещё

 Только Фету свойственен такой язык. Только поэтический глаз Фета мог бы заметить такие тонкости в смутной окружающей среде.

 Исследовав все эти поэтические произведения мы готовы поддержать философскую мысль: ''Человек и природа едины и зависимы друг от друга''. Как бы мы ни хотели их не замечать, тем не менее, насекомые – это часть нашей жизни.

Категория: ФЕТ | Добавил: admin | Теги: поэзия Фета, реферат про Фета, статьи о Фете, русская поэзия 19 века, Афанасий Фет, литературная критика, стихи Фета, изучение творчества А.Фета, Фет
Просмотров: 3123 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0