СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ
СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. sylla-Ьё — слог и tonos — ударение) — система
построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных
слогов. Была предложена В. Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению
российских стихов», 1785) и разработана М. Ломоносовым («Письмо о правилах
российского стихотворства», 1739). Сущность силлабо-тонической системы состоит
в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по
определенной системе и образуют так называемые двусложные и трехсложные
размеры. В двусложных размерах различают хорей и ямб (см.).
...
Читать дальше »
|
СИМВОЛ (от греч. symbolon —
условный знак). В Древней Греции так называли половины реарезанной надвое
палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга в далеком месте. С—
предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления. Так, в словах
«Вакхической песни» Пушкина «Да здравствует солнце, да скроется тьма» солнце
выстукает как С. счастья, радости, разума. Буревестник у Горького — С, предвещающий
революционную бурю.
Заключая в себе переносное
значение, С. близок тропу (в частности, сравнению, метафоре).
...
Читать дальше »
|
СИМВОЛИЗМ — литературное направление (течение) конца XIX —
начала XX века. С. сложился во Франции уже в 70—80-е годы XIX века.,
Символ для символистов — это не общепонятный знак. От
реалистического образа он отличается тем, что
передает не объективную суть явления, а собственное индивидуальное
представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределенное.
Поэзия, согласно теории С, должна подходить к действительности,
через тонкие
...
Читать дальше »
|
СИНЕКДОХА (от греч. synekdoche) — один из тропов, разновидность
метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены
количественных отношений: часть вместо целого («Белеет парус одинокий» М.
Лермонтова — вместо лодки — парус); единственное число вместо множественного
(«И раб судьбу благословил».— «Евгений Онегин» А. Пушкина);
Но старость ходит
осторожно
...
Читать дальше »
|
СИНОНИМЫ (от греч. synonymos — одноименный) — слова,
различные по написанию, но близкие по значению. Например, «победить»,
«одолеть», «разбить», «побороть», «сломить», «осилить», «сладить», «совладать»,
«превозмочь», «восторжествовать».
Мастерство писателя состоит в том, чтобы из множества
сходных или одинаковых по значению слов выбрать то, которое наиболее точно
передает именно данный оттенок смысла, отвечает уровню языковой культуры
персонажа, отражает его склад мысли, настроение и т. п.
...
Читать дальше »
|
СКАЗИТЕЛЬ — исполнитель и творец эпических песен (от
слова «сказывать» — рассказывать). Иногда сказителями называют и сказочников.
С. преимущественно знаток распространенных в народе произведений.
Выдающиеся северные русские сказители XIX и XX веков —
Трофим Григорьевич Рябинин, Василий Петрович Щеголенок, Мария Дмитриевна
Кривополенова и десятки других — сохранили высокие образцы древнего былинного
эпоса. См. также ашуг, манасчи, рапсод.
|
СКАЗКА
— вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого
исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в художественно
преображенном виде сделались неотделимым свойством этой фольклорной прозы.
Общепринято
деление С. на С. о животных, волшебные и бытовые. С. о животных — сатирические
или юмористические произведения. Излюбленный их герой — лиса, тип плута,
хитреца и обманщика. Жестокая борьба за существование среди птиц и зверей
воспроизводится как иносказательное изображение острых социальных конфликто
...
Читать дальше »
|
СЛАВЯНИЗМЫ — слова или словосочетания, вошедшие в русский
литературный язык из памятников старославянского и церковнославянского языков.
С. имеют различное стилистическое значение: придают речи торжественность,
приподнятость: «Восстань, пророк, и виждь и внемли, Исполнись волею моей, И,
обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей» («Пророк» А. Пушкина); создают
колорит эпохи, характеризуют речь героев (романы «Петр Первый» А. Толстого,
«Степан Разин» А. Чапыгина и др.).
«Погибоша, аки
обре»,— пропали, погибли бесследно. (Из «Летописи Нестора». Обры — авары,
соседи древних славян.) В русский я
...
Читать дальше »
|
СЛОВО. 1. С.— единица речи. С. с помощью звуков выражает
предмет мысли, делает возможным обмен мыслями между людьми, общение их в
процессе труда, общественной жизни.
Совокупность всех С. языка образует словарный состав, или
лексику (см.).
На заре человеческой истории С. было обозначением какого-либо
отдельно взятого, конкретного предмета или явления, его названием. Позднее,
вместе с развитием человеческих способностей, в процессе труда и обучения развивалась
и речь человека. С. стало обозначать не только этот, конкретный предмет, но все
сходные предметы и
...
Читать дальше »
|
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА — неразрывно связанные друг с другом
понятия, говорящие о том, что сказано в художественном произведении (С.)
и к а к
это сказано (Ф.).
С. немыслимо без Ф., не может быть без нее выражено, и Ф.
немыслима без С, так как не сможет без него что-либо выразить. С— это
выражаемое, Ф.— это выражающее, они неотъемлемы друг от друга, не могут
существовать одно без другого. Даже самое простое чувство или мысль необходимо
должны быть выражены (прежде всего в слове).
...
Читать дальше »
|
СОНЕТ (от англ. sonare — звучать) — стихотворение из
14-ти стихов, построенное по строгой строфической схеме: два четверостишия и
два трехстишия, чередование рифм абба ~— аб-ба — еег — дгд (итого пять рифм).
Первыми крупными мастерами С. явились итальянские поэты XIII—XIV веков: Данте
и Петрарка, Сонеты Ф. Петрарки в честь Лауры и на смерть Лауры — одна из вершин
поэзии Возрождения.
Глубиной мысли и поэтическим мастерством отмечены сонеты
В. Шекспира. Примером может служить 66-й сонет, предвосхищавший проблематику
трагедии «Гамлет»:
...
Читать дальше »
|
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — художественный метод
литературы и искусства и, шире, эстетическая система, сложившаяся на рубеже XX
века и утвердившаяся в эпоху социалистического переустройства мира.
Определение С. р. было дано на Первом съезде советских
писателей (в 1934 году). Впервые понятие С. р. появилось на страницах
«Литературной газеты» (2 мая 1932 года). В Уставе Союза советских писателей С.
Р. был определен как основной метод художественной литературы и критики, требующий
от художника «правдивого, исторически конкретного изображения действительности
в ее революционном развитии.
...
Читать дальше »
|
СПОНДЕЙ (от греч. - возлияние) — в русском
силлабо-тоническом стихосложении условно называемое сверхсхемное
ударение в двусложной стопе; не является самостоятельной стопой. В
отечественной поэзии спондеи встречаются гораздо реже, чем пиррихии. В
принципе, не уродуя размера стиха, спондей все же создает заметный
ритмический перебой и тем самым выделяет тот или иной стих из ряда
соседних. Поэтому стихотворцы иногда пользуются спондеем как средством
подчеркивания нужного стиха или даже отдельного слова. В большинстве
случаев спондеи приходятся на начало стиха:
Мне мил мой стол, он право мне дает... (М.Ю. Лермонтов)
...
Читать дальше »
|
СРАВНЕНИЕ — форма поэтической речи, основанная на сопоставлении
одного явления или предмета с другим. С. выражается в прямой форме: «Я помню
чудное мгновенье; Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой
красоты» («К***» А. Пушкина) или в форме отрицания (чаще в народной поэзии):
«Не былинушка во чистом поле, Во чистом поле зашаталася, Молоденькая буйная
головушка Во поле загулялася».
С. бывает простое: «Девушка, черноволосая и нежная, как
ночь» (М. Горький) и сложное: «Умри,мой стих, умри, как рядовой, как безымянные
на штурмах мерли
...
Читать дальше »
|
СТАНСЫ — лирическое стихотворение,
состоящее из строф (от 4 до 12 стихов в каждой), композиционно
законченных и обособленных друг от друга. Требование композиционной
независимости строф, составляющих С., выражается в запрещении смысловых
переносов из одной строфы в другую (строфического "enjambement") и в
обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах.
Эти условия построения С. нашли свое отражение в самом
термине, происходящем от итальянского слова "stanza", что означает
"остановка", "покой". Следует отметить, что первоначально, в средние
века и эпоху Возрождения, понятие С. было в композиционном отношен
...
Читать дальше »
|
Стилистика – это
1. Раздел языкознания,
изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили,
индивидуальный стиль писателей и т. д., См. стиль в 1, 2 и 3-м
значениях).
2. Учение о выразительных средствах языка (стилистика
языка) и их использование в различимх сферах речевого общения
(стилистика речи). Акад. В. В. Виноградов различает: 1) стилистику
языка,
2) стилистику речи,
3) стилистику художественной
литературы. Стилистика языка, или функциональная стилист
...
Читать дальше »
|
СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ (греч. stylos, лат. stilus) — у древних
греков и римлян стилем называли заостренную с одного конца, а на другом
кончавшуюся лопаточкой палочку, которой писали на покрытой тонким слоем воска
дощечке (лопаточкой можно было стереть написанное). Далее С. стали называть
вообще почерк писавшего, затем особенности самой манеры письма — слог и,
наконец, идейно-художественные особенности писателя в целом (С. Пушкина).
Понятие «С.» применяют и в более широком значении (направления,
течения, метода), иногда и в более узком (С. произведения).
...
Читать дальше »
|
СТИХ (от греч. stichos — ряд, порядок).
1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы (см.).
Определяющим признаком С. является его строгая ритмическая организация. В
стихотворной речи ритм (см.) является заранее заданным и более или менее
отчетливо обозначенным при помощи правильного чередования ударных и безударных
слогов, пауз, окончаний стихотворных строк, рифмы, графического оформления
текста и пр.
В русском С. основной принцип ритмической организации
зависит от системы стихосложения (см. Силлабическое, силлабо-тоническое, тоническое
стихосложение).
...
Читать дальше »
|
СТИХОСЛОЖЕНИЕ
— раздел теории литературы,
изучающий организацию стихотворной речи.
Основные
его вопросы: метрика и ритмика, строфика, звуковая организация (звуковые
повторы, рифма и пр.), виды стихотворной речи (стих повествовательный,
драматургический и лирический), жанры и пр.
Часто
термином «С.» обозначают особенности с
...
Читать дальше »
|
СТИХОТВОРЕНИЕ — небольшое лирическое произведение,
написанное в стихотворной форме. «В лирическом стихотворении выражается
непосредственное чувство, возбужденное в поэте известным явлением природы или
жизни, и главное дело здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии,
а во внутренней реакции тому впечатлению, которое получается извне» (Добролюбов).
Стихотворение - это отражение души поэта, его чувств, мыслей, взглядов,
эмоций и переживаний в данный момент времени, изложенное в специальной
форме и служащее для осознания жизни вцелом.
...
Читать дальше »
|
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — небольшое прозаическое
произведение лирического характера, графически представлено как проза. В С. в
п. ощутимы повторения ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые
переклички, реже — рифмы и т. п., т. е. те средства выразительности, которые
используются в стихотворной речи. Иногда этими свойствами обладают лирические
отступления в повестях и романах (см. отрывок из «Страшной мести» Гоголя —
«Чуден Днепр при тихой погоде...»). Пример С. в п.— «Порог» И. С. Тургенева.
Близки С. в п. многие миниатюры М. М. Пришвина» «Сосны
стояли у веч
...
Читать дальше »
|
СТОПА — условная единица, при помощи которой определяется
стихотворный размер античного и силлабо-тонического стихосложения.
В античном стихосложении стопой считалось сочетание
долгих и кратких слогов. Поскольку в русском языке таких слогов нет, С. в силлабо-тоническом
стихосложении (см.) — сочетание ударного и безударного (или более) слога,
В стихотворной строке можно выделить С. двусложные —
хорей и ямб — и С. трехсложные — дактиль, амфибрахий и анапест.
Разделение
...
Читать дальше »
|
СТРОФА (от греч. strophe — поворот) — сочетание стихов,
образующее единство. Как правило, объединенные рифмой стихи в С. и
представляют ритмическое и синтаксическое целое. С. отделена от смежных
сочетаний стихов большой паузой, завершением рифменного ряда и иными
признаками. Термин «С.» возник в древнегреческой трагедии и означал часть
текста, певшегося хором в его торжественном шествии между двумя поворотами —
от этого название С.
В разных системах стихосложения неодинаковы основы,
образующие С, различны и их типы. Наименьшая С.— двустишие. Крупные С.
членятся внутри или вовсе не воспринимаются на слух. В русской поэзии XIX—XX веков
прео
...
Читать дальше »
|
СЦЕНАРИИ (итал. scenario, от лат. scaena — сцена). 1.
Краткое изложение, без диалогов и монологов, сюжетной канвы пьесы,
определяющее состав действующих лиц, порядок их появления на сцене и основные
моменты действия. Диалоги создаются самими актерами в форме живой
импровизации. Особую известность приобрели С. в народной итальянской «комедии
масок», популярной в Западной Европе в конце XVI—XVII века (в России она
получила распространение в середине XVIII века).
2. В кино и на телевидении — литературное произведение,
на основе которого ставятся
...
Читать дальше »
|
СЦЕНИЧНОСТЬ
— в широком смысле прямая зависимость драмы как литературного рода (в отличие
от эпоса и лирики) от театра — искусства художественного перевоплощения, отражения
жизни в живом драматическом действии. Объединяясь на сцене, драма и театр
создают особое синтетическое искусство, в котором поэтическое слово
воздействует на зрителя в сочетании с пластикой и мимикой актерской игры,
музыкой, танцем, живописными и световыми эффектами. Поэтому драма, будучи
предназначена для театра, должна обладать как одним из главных достоинств С:
живостью, концентрацией действия, актуальностью проблематики, способными
пробудить в зрителе горячее участие к происходящему на сцене.
...
Читать дальше »
|
СЮЖЕТ (от франц. sujet — предмет) — система событий в художественном
произведении, раскрывающая характеры действующих лиц pi отношение писателя к
изображаемым жизненным явлениям. Лирические произведения развернутого сюжета
не имеют.
В редких случаях С. в строгом смысле слова может отсутствовать
в эпических, лиро-эпических и даже драматических произведениях (литературный
портрет «Лев Толстой» М. Горького, «Времена года» М. Пришвина, «Слепые» и
некоторые другие пьесы Метерлинка). В тех произведениях, основу которых
составляет С, большую роль также играют внесюжетные элементы (описания,
авторские отступления). Событие или система событий, из
...
Читать дальше »
|
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ — тип литературоведческого исследования,
в ходе которого восстанавливается процесс создания литературного произведения.
Исследователь получает возможность судить о произведении не только по его
окончательному виду, но и по ходу работы над ним писателя и яснее видеть
общественно-психологические предпосылки творческой работы и
конкретно-исторический смысл произведения. Основу Т. и. составляет история
текста произведения, и это делает ее одной из сторон текстологии (см.).
Рассмотрение Т. и. издаваемых произведений входит в комментарии научных
изданий сочинений писателей-классиков.
Источниками Т. и. служат материалы творческо
...
Читать дальше »
|
ТЕКСТОЛОГИЯ (от лат, textus — ткань, связь и греч. logos —
наука) — наука о тексте произведений литературы. Главная ее задача —
критическая проверка и установление подлинного текста, без чего невозможно его
дальнейшее исследование, толкование, публикация и т. п. Эта задача
осуществляется посредством восстановления истории текста, сопоставления различных
его источников (рукописей, корректур, авторизованных изданий).
Античные и средневековые тексты, сохранившиеся плохо или
дошедшие до нас через посредство более поздних списков, труднее поддаются
восстановлению, требуют тонко разработанного критического метода с применением
гипотез и исправл
...
Читать дальше »
|
ТЕМА
— основной круг тех жизненных вопросов, на которых сосредоточил внимание
писатель в своем произведении. Т. находится в неразрывной связи с его идеей (см.).
М. Горький так определял тему в своей «Беседе с молодыми»: «Тема — это идея,
которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью,
ко гнездится во
вместилище его впечатлений
...
Читать дальше »
|
ТЕНДЕНЦИЯ — в литературном
произведении та общая мысль, идея (см.), которая раскрывается в нем и которую
писатель стремится внушить читателям. Все подлинно значительные в идейном и
художественном отношении произведения тенденциозны, так как их создатели не
ограничиваются воспроизведением картин жизни, характеров людей, событий, но,
как указывал Н. Чернышевский, объясняют их и произносят над ними свой
приговор. Достаточно вспомнить статьи В. Белинского о А. Пушкине, М.
Лермонтове, Н. Гоголе, статьи Н. Добролюбова о И, Тургеневе, А. Островском, И.
Гончарове, Ф. Достоевском, чтобы в этом убедиться. О тенденциозности великих
художников слова (Эсхила, Аристофана, Данте, Сервантеса) писал Ф. Энгельс,
н
...
Читать дальше »
|
|