Пятница, 22.11.2024, 22:45


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [158]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
« 1 2 ... 6 7 8 9 10 »
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. sylla-Ьё — слог и tonos — ударение) — система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Была предложена В. Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению российских стихов», 1785) и разработана М. Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотвор­ства», 1739). Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной системе и образуют так назы­ваемые двусложные и трехсложные размеры. В двусложных размерах различают хорей и ямб (см.).

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1578 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

СИМВОЛ (от греч. symbolon — условный знак). В Древней Гре­ции так называли половины реарезанной надвое палочки, ко­торые помогали их обладателям узнать друг друга в далеком месте. С— предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления. Так, в словах «Вакхической песни» Пушкина «Да здравствует солнце, да скроется тьма» солнце выстукает как С. счастья, радости, разума. Буревестник у Горького — С, предвещающий революционную бурю.

Заключая в себе переносное значение, С. близок тропу (в частности, сравнению, метафоре).

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1380 | Добавил: admin | Дата: 05.09.2012

СИМВОЛИЗМ — литературное направление (течение) конца XIX — начала XX века. С. сложился во Франции уже в 70—80-е годы XIX века.,

Символ для символистов — это не общепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что  передает не объективную суть явления, а собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопре­деленное.

Поэзия, согласно теории С, должна подходить к действи­тельности, через тонкие ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1272 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СИНЕКДОХА (от греч. synekdoche) — один из тропов, разно­видность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого («Белеет парус одинокий» М. Лермонтова — вместо лодки — парус); единственное число вместо множест­венного («И раб судьбу благословил».— «Евгений Онегин» А. Пушкина);

 

Но старость ходит осторожно

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1622 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СИНОНИМЫ (от греч. synonymos — одноименный) — слова, различные по написанию, но близкие по значению. Например, «победить», «одолеть», «разбить», «побороть», «сломить», «осилить», «сладить», «совладать», «превозмочь», «восторже­ствовать».

Мастерство писателя состоит в том, чтобы из множества сходных или одинаковых по значению слов выбрать то, ко­торое наиболее точно передает именно данный оттенок смысла, отвечает уровню языковой культуры персонажа, отражает его склад мысли, настроение и т. п.

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1289 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СКАЗИТЕЛЬ — исполнитель и творец эпических песен (от слова «сказывать» — рассказывать). Иногда сказителями на­зывают и сказочников. С. преимущественно знаток распрост­раненных в народе произведений.

Выдающиеся северные русские сказители XIX и XX веков — Трофим Григорьевич Рябинин, Василий Петрович Щеголенок, Мария Дмитриевна Кривополенова и десятки других — со­хранили высокие образцы древнего былинного эпоса. См. также ашуг, манасчи, рапсод.

... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1511 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СКАЗКА — вид устных повествований с фантастическим вы­мыслом, формы которого исторически складывались в перво­начальной связи с мифологией и в художественно преобра­женном виде сделались неотделимым свойством этой фольклор­ной прозы.

Общепринято деление С. на С. о животных, волшебные и бытовые. С. о животных — сатирические или юмористичес­кие произведения. Излюбленный их герой — лиса, тип плута, хитреца и обманщика. Жестокая борьба за существование сре­ди птиц и зверей воспроизводится как иносказательное изоб­ражение острых социальных конфликто ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1333 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СЛАВЯНИЗМЫ — слова или словосочетания, вошедшие в рус­ский литературный язык из памятников старославянского и церковнославянского языков. С. имеют различное стилисти­ческое значение: придают речи торжественность, приподня­тость: «Восстань, пророк, и виждь и внемли, Исполнись во­лею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей» («Пророк» А. Пушкина); создают колорит эпохи, ха­рактеризуют речь героев (романы «Петр Первый» А. Толстого, «Степан Разин» А. Чапыгина и др.).

 «Погибоша, аки обре»,— пропали, погибли бесследно. (Из «Летописи Нестора». Обры — авары, соседи древних славян.) В русский я ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1877 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СЛОВО. 1. С.— единица речи. С. с помощью звуков выражает предмет мысли, делает возможным обмен мыслями между людьми, общение их в процессе труда, общественной жизни.

Совокупность всех С. языка образует словарный состав, или лексику (см.).

На заре человеческой истории С. было обозначением како­го-либо отдельно взятого, конкретного предмета или явления, его названием. Позднее, вместе с развитием человеческих спо­собностей, в процессе труда и обучения развивалась и речь человека. С. стало обозначать не только этот, конкретный предмет, но все сходные предметы и ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1269 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА — неразрывно связанные друг с другом понятия, говорящие о том, что сказано в художест­венном произведении (С.) и  к а к  это сказано (Ф.).

С. немыслимо без Ф., не может быть без нее выражено, и Ф. немыслима без С, так как не сможет без него что-либо выразить. С— это выражаемое, Ф.— это выражающее, они неотъемлемы друг от друга, не могут существовать одно без другого. Даже самое простое чувство или мысль необходимо должны быть выражены (прежде всего в слове).

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1306 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СОНЕТ (от англ. sonare — звучать) — стихотворение из 14-ти стихов, построенное по строгой строфической схеме: два чет­веростишия и два трехстишия, чередование рифм абба ~— аб-ба — еег — дгд (итого пять рифм). Первыми крупными мас­терами С. явились итальянские поэты XIII—XIV веков: Дан­те и Петрарка, Сонеты Ф. Петрарки в честь Лауры и на смерть Лауры — одна из вершин поэзии Возрождения.

Глубиной мысли и поэтическим мастерством отмечены со­неты В. Шекспира. Примером может служить 66-й сонет, предвосхищавший проблематику трагедии «Гамлет»:

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1401 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — художественный метод литературы и искусства и, шире, эстетическая система, сло­жившаяся на рубеже XX века и утвердившаяся в эпоху социалистического переустройства мира.

Определение С. р. было дано на Первом съезде советских писателей (в 1934 году). Впервые понятие С. р. появилось на страницах «Литературной газеты» (2 мая 1932 года). В Уставе Союза советских писателей С. Р. был определен как основной метод художественной литературы и критики, тре­бующий от художника «правдивого, исторически конкретно­го изображения действительности в ее революционном разви­тии.

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1367 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СПОНДЕЙ (от греч. - возлияние) — в русском силлабо-тоническом стихосложении условно называемое сверхсхемное ударение в двусложной стопе; не является самостоятельной стопой. В отечественной поэзии спондеи встречаются гораздо реже, чем пиррихии. В принципе, не уродуя размера стиха, спондей все же создает заметный ритмический перебой и тем самым выделяет тот или иной стих из ряда соседних. Поэтому стихотворцы иногда пользуются спондеем как средством подчеркивания нужного стиха или даже отдельного слова. В большинстве случаев спондеи приходятся на начало стиха:

Мне мил мой стол, он право мне дает... (М.Ю. Лермонтов)

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1461 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СРАВНЕНИЕ — форма поэтической речи, основанная на сопо­ставлении одного явления или предмета с другим. С. выража­ется в прямой форме: «Я помню чудное мгновенье; Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты» («К***» А. Пушкина) или в форме отрицания (ча­ще в народной поэзии): «Не былинушка во чистом поле, Во чис­том поле зашаталася, Молоденькая буйная головушка Во поле загулялася».

С. бывает простое: «Девушка, черноволосая и нежная, как ночь» (М. Горький) и сложное: «Умри,мой стих, умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мерли ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1354 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СТАНСЫ — лирическое стихотворение, состоящее из строф (от 4 до 12 стихов в каждой), композиционно законченных и обособленных друг от друга. Требование композиционной независимости строф, составляющих С., выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую (строфического "enjambement") и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах.

Эти условия построения С. нашли свое отражение в самом термине, происходящем от итальянского слова "stanza", что означает "остановка", "покой". Следует отметить, что первоначально, в средние века и эпоху Возрождения, понятие С. было в композиционном отношен ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1343 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

Стилистика – это

1. Раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили, индивидуальный стиль писателей и т. д., См. стиль в 1, 2 и 3-м значениях).

2. Учение о выразительных средствах языка (стилистика языка) и их использование в различимх сферах речевого общения (стилистика речи). Акад. В. В. Виноградов различает: 1) стилистику языка,

2) стилистику речи,

3) стилистику художественной литературы. Стилистика языка, или функциональная стилист ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1404 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ (греч. stylos, лат. stilus) — у древних гре­ков и римлян стилем называли заостренную с одного конца, а на другом кончавшуюся лопаточкой палочку, которой писа­ли на покрытой тонким слоем воска дощечке (лопаточкой мож­но было стереть написанное). Далее С. стали называть вообще почерк писавшего, затем особенности самой манеры письма — слог и, наконец, идейно-художественные особенности писа­теля в целом (С. Пушкина).

Понятие «С.» применяют и в более широком значении (на­правления, течения, метода), иногда и в более узком (С. про­изведения).

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 3053 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СТИХ (от греч. stichos — ряд, порядок).

1. Особый тип худо­жественной речи, отличный от прозы (см.). Определяющим признаком С. является его строгая ритмическая организация. В стихотворной речи ритм (см.) является заранее заданным и более или менее отчетливо обозначенным при помощи правиль­ного чередования ударных и безударных слогов, пауз, оконча­ний стихотворных строк, рифмы, графического оформления текста и пр.

В русском С. основной принцип ритмической организации зависит от системы стихосложения (см. Силлабическое, силлабо-тоническое, тоническое стихосложение).

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1343 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СТИХОСЛОЖЕНИЕ — раздел   теории   литературы,   изучаю­щий организацию стихотворной речи.

Основные его вопросы: метрика и ритмика, строфика, зву­ковая организация (звуковые повторы, рифма и пр.), виды стихотворной речи (стих повествовательный, драматурги­ческий и лирический), жанры и пр.

Часто термином «С.» обозначают особенности с ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1455 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СТИХОТВОРЕНИЕ — небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме. «В лирическом стихотворе­нии выражается непосредственное чувство, возбужденное в поэте известным явлением природы или жизни, и главное дело здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии, а во внутренней реакции тому впечатлению, которое получается извне» (Добролюбов).

Стихотворение - это отражение души поэта, его чувств, мыслей, взглядов, эмоций и переживаний в данный момент времени, изложенное в специальной форме и служащее для осознания жизни вцелом.
... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1333 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представле­но как проза. В С. в п. ощутимы повторения ритмически по­добных синтаксических конструкций, звуковые переклички, реже — рифмы и т. п., т. е. те средства выразительности, кото­рые используются в стихотворной речи. Иногда этими свой­ствами обладают лирические отступления в повестях и рома­нах (см. отрывок из «Страшной мести» Гоголя — «Чуден Днепр при тихой погоде...»). Пример С. в п.— «Порог» И. С. Тургенева.

Близки С. в п. многие миниатюры М. М. Пришвина» «Сосны стояли у веч ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1618 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СТОПА — условная единица, при помощи которой определяет­ся стихотворный размер античного и силлабо-тонического сти­хосложения.

В античном стихосложении стопой считалось сочетание долгих и кратких слогов. Поскольку в русском языке таких слогов нет, С. в силлабо-тоническом стихосложении (см.) — со­четание ударного и безударного (или более) слога,

В стихотворной строке можно выделить С. двусложные — хорей и ямб — и С. трехсложные — дактиль, амфибрахий и анапест.

Разделение ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1349 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СТРОФА (от греч. strophe — поворот) — сочетание стихов, образующее единство. Как правило, объединенные рифмой сти­хи в С. и представляют ритмическое и синтаксическое целое. С. отделена от смежных сочетаний стихов большой паузой, завер­шением рифменного ряда и иными признаками. Термин «С.» возник в древнегреческой трагедии и означал часть текста, пев­шегося хором в его торжественном шествии между двумя пово­ротами — от этого название С.

В разных системах стихосложения неодинаковы основы, образующие С, различны и их типы. Наименьшая С.— двусти­шие. Крупные С. членятся внутри или вовсе не воспринимают­ся на слух. В русской поэзии XIX—XX веков прео ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1444 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СЦЕНАРИИ (итал. scenario, от лат. scaena — сцена).
1. Крат­кое изложение, без диалогов и монологов, сюжетной канвы пье­сы, определяющее состав действующих лиц, порядок их появ­ления на сцене и основные моменты действия. Диалоги создают­ся самими актерами в форме живой импровизации. Особую известность приобрели С. в народной итальянской «комедии масок», популярной в Западной Европе в конце XVI—XVII ве­ка (в России она получила распространение в середине XVIII века).

2. В кино и на телевидении — литературное произведение, на основе которого ставятся  ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1360 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СЦЕНИЧНОСТЬ — в широком смысле прямая зависимость дра­мы как литературного рода (в отличие от эпоса и лирики) от театра — искусства художественного перевоплощения, отраже­ния жизни в живом драматическом действии. Объединяясь на сцене, драма и театр создают особое синтетическое искус­ство, в котором поэтическое слово воздействует на зрителя в сочетании с пластикой и мимикой актерской игры, музыкой, танцем, живописными и световыми эффектами. Поэтому драма, будучи предназначена для театра, должна обладать как одним из главных достоинств С: живостью, концентра­цией действия, актуальностью проблематики, способными пробудить в зрителе горячее участие к происходящему на сцене.
... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1607 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

СЮЖЕТ (от франц. sujet — предмет) — система событий в ху­дожественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц pi отношение писателя к изображаемым жизнен­ным явлениям. Лирические произведения развернутого сюжета не имеют.

В редких случаях С. в строгом смысле слова может отсут­ствовать в эпических, лиро-эпических и даже драматических произведениях (литературный портрет «Лев Толстой» М. Горь­кого, «Времена года» М. Пришвина, «Слепые» и некоторые дру­гие пьесы Метерлинка). В тех произведениях, основу которых составляет С, большую роль также играют внесюжетные эле­менты (описания, авторские отступления). Событие или система событий, из ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1310 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ — тип литературоведческого иссле­дования, в ходе которого восстанавливается процесс создания литературного произведения. Исследователь получает возмож­ность судить о произведении не только по его окончатель­ному виду, но и по ходу работы над ним писателя и яснее видеть общественно-психологические предпосылки творческой работы и конкретно-исторический смысл произведения. Основу Т. и. составляет история текста произведения, и это делает ее одной из сторон текстологии (см.). Рассмотрение Т. и. изда­ваемых произведений входит в комментарии научных изданий сочинений писателей-классиков.

Источниками Т. и. служат материалы творческо ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1288 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

ТЕКСТОЛОГИЯ (от лат, textus — ткань, связь и греч. logos — наука) — наука о тексте произведений литературы. Главная ее задача — критическая проверка и установление подлинного текста, без чего невозможно его дальнейшее исследование, тол­кование, публикация и т. п. Эта задача осуществляется по­средством восстановления истории текста, сопоставления раз­личных его источников (рукописей, корректур, авторизован­ных изданий).

Античные и средневековые тексты, сохранившиеся плохо или дошедшие до нас через посредство более поздних списков, труднее поддаются восстановлению, требуют тонко разработан­ного критического метода с применением гипотез и исправ­л ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1410 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

ТЕМА — основной круг тех жизненных вопросов, на которых сосредоточил внимание писатель в своем произведении. Т. на­ходится в неразрывной связи с его идеей (см.). М. Горький так определял тему в своей «Беседе с молодыми»: «Тема — это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему  жизнью,  ко  гнездится  во  вместилище  его  впечатлений

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1300 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

ТЕНДЕНЦИЯ — в литературном произведении та общая мысль, идея (см.), которая раскрывается в нем и которую писатель стремится внушить читателям. Все подлинно значи­тельные в идейном и художественном отношении произведе­ния тенденциозны, так как их создатели не ограничиваются воспроизведением картин жизни, характеров людей, событий, но, как указывал Н. Чернышевский, объясняют их и произно­сят над ними свой приговор. Достаточно вспомнить статьи В. Белинского о А. Пушкине, М. Лермонтове, Н. Гоголе, статьи Н. Добролюбова о И, Тургеневе, А. Островском, И. Гон­чарове, Ф. Достоевском, чтобы в этом убедиться. О тенден­циозности великих художников слова (Эсхила, Аристофана, Данте, Сервантеса) писал Ф. Энгельс, н ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1399 | Добавил: admin | Дата: 17.08.2012

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0