СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ (греч. stylos, лат. stilus) — у древних
греков и римлян стилем называли заостренную с одного конца, а на другом
кончавшуюся лопаточкой палочку, которой писали на покрытой тонким слоем воска
дощечке (лопаточкой можно было стереть написанное). Далее С. стали называть
вообще почерк писавшего, затем особенности самой манеры письма — слог и,
наконец, идейно-художественные особенности писателя в целом (С. Пушкина).
Понятие «С.» применяют и в более широком значении (направления,
течения, метода), иногда и в более узком (С. произведения).
В основе понятия «С.» лежит сходство, однородность, единство
творческих особенностей, присущих данному писателю: идей, тем, характеров,
сюжетов, языка. Оно обусловлено прежде всего его биографией, жизненным опытом,
культурой, талантом, той социальной обстановкой, в которой развивается его
творчество и по отношению к которой он, естественно, занимает определенную
позицию в зависимости от своих эстетических идеалов. Особенности биографии,
исторические условия и эстетические позиции писателя и определяют его
творческое своеобразие, его С, с наибольшей отчетливостью проявляющийся в
языке (сравним, например, лаконичную фразу Пушкина и фразу Л. Толстого, богатую
деталями и подробностями).
Скитания М. Горького по Руси подсказали ему сюжеты и
характеры, которые он внес в литературу, обогатили его язык, связь с
революционным движением определила идейное богатство его творчества, его эстетическую
устремленность, послужившую основой развитию стиля писателя, основоположника
метода социалистического реализма.
Писатели, близкие по С, зачастую объединяются, создают
литературные группы, школы, течения и пр. |