ТЕКСТОЛОГИЯ (от лат, textus — ткань, связь и греч. logos —
наука) — наука о тексте произведений литературы. Главная ее задача —
критическая проверка и установление подлинного текста, без чего невозможно его
дальнейшее исследование, толкование, публикация и т. п. Эта задача
осуществляется посредством восстановления истории текста, сопоставления различных
его источников (рукописей, корректур, авторизованных изданий).
Античные и средневековые тексты, сохранившиеся плохо или
дошедшие до нас через посредство более поздних списков, труднее поддаются
восстановлению, требуют тонко разработанного критического метода с применением
гипотез и исправлений, вносимых по догадке текстолога, не опирающихся на
бесспорные текстовые документы. Установленный таким образом текст во многих
случаях остается гипотетическим. Здесь Т. отыскивает первоначальный текст
(архетип),, но проявляет интерес и ко всем более поздним изменениям текста, в
которых отразились общественно-исторические условия его бытования.
Особых приемов требует Т. произведений фольклора, где
понятие «текст» оказывается сложным и зыбким: исполнение произведения народного
творчества обычно представляет собой импровизацию, каждая из которых содержит
равноправную редакцию (вариант) текста.
В литературах нового времени развилось авторское начало и
возникло понятие литературной собственности, возможность размножать
произведение и закреплять его текст средствами полиграфии» Наибольший интерес в
этом случае представляет история создания текста автором, а не последующие его
перемены в процессе бытования.
В случае, если текст переводный, своей историей обладает
не только текст перевода, но и оригинальное иноязычное сочинение.
Все эти различия не нарушают единства Т. как науки. Посредством
углубления в историю текста решаются все ее главные задачи: установление
(исторически осмысленное и критическое прочтение) текста, изучение его
источников, выяснение их генеалогии (происхождения) и соподчиненности. Это в
свою очередь помогает понять историческую причину и логику имевших место
переработок, изменений текста и отделить осмысленные перемены от случайных
искажений.
Кроме указанных прямых источников текста, к изучению его
истории широко привлекаются переписка современников, дневники, мемуары и другие
исторические свидетельства творческой работы писателя.
Текстологическое исследование имеет широкое общее
значение и выступает как часть литературоведческого метода, как способ
исследования. Может участвовать в разрешении всех задач литературоведения, по
отношению к которому Т. выступает как вспомогательная наука, но в свою очередь
Т. опирается на библиографию, палеографию, источниковедение, архивоведение.
Историки литературы постоянно обращаются к документам истории текста, чтобы
получить представление о его исторических изменениях и полнее, правильнее его
понять.
Т. включает в себя научное издание (эдицию) литературных
произведений, которое составляет важнейшее прикладное применение Т. При этом
возникает ряд частных проблем построения собрания сочинений: выбор редакции,
отбор издаваемых произведений, их расположение, состав справочного аппарата (сопроводительные
статьи, комментарии, указатели). Решение этих вопросов зависит от типа издания,
определяемого его назначением. Различают издания научные и популярные. Высший
тип научного — академическое издание (см.).
Популярные издания перепечатывают тексты, установленные
научно, но не механически, а с изменением состава и расположения, приближением
орфографии к современным нормам, упрощением справочного аппарата и
приспособлением его к запросам и нуждам массового читателя.
Принципы каждого издания устанавливаются исходя из характера
издаваемых произведений, назначения и типа издания. При этом не существует
никаких шаблонных решений, вечно-действующих рецептов и правил. Тексты новой
литературы публикуются обычно на основе последней авторской редакции. Но от
этого правила могут быть отступления; текст может быть напечатан в более ранней
редакции, если она точнее отражает историческую эпоху и требуется представить
произведение в том облике, в каком оно воспринималось современниками, вызвало
ту или иную реакцию и т. п. То же касается правила соблюдения воли автора. Под
этим в Т. имеется в виду творческое волеизъявление писателя, установление которого
и составляет задачу текстолога.
Однако исправления, вносимые в текст при его издании,
опираются не на субъективные (вкусовые и т. п.) соображения текстолога, а на
объективный научный анализ источников и самого авторского текста. |