СПОНДЕЙ (от греч. - возлияние) — в русском
силлабо-тоническом стихосложении условно называемое сверхсхемное
ударение в двусложной стопе; не является самостоятельной стопой. В
отечественной поэзии спондеи встречаются гораздо реже, чем пиррихии. В
принципе, не уродуя размера стиха, спондей все же создает заметный
ритмический перебой и тем самым выделяет тот или иной стих из ряда
соседних. Поэтому стихотворцы иногда пользуются спондеем как средством
подчеркивания нужного стиха или даже отдельного слова. В большинстве
случаев спондеи приходятся на начало стиха:
Мне мил мой стол, он право мне дает... (М.Ю. Лермонтов)
Скопление спондеев в подобных случаях отяжеляет ритм стиха, и
читатель вынужден распределять интонационно ритм стихотворения.
Примечательно, что в середине стиха, когда его ритмическая организация
определилась, внеметрическое (сверхсхемное) ударение сильно деформирует
размер, утяжеляя при этом стих. Поэтому спондей в середине строки
является редкостью для русской поэзии. Употребляется он в данном случае
обычно после ярко выраженной внутристиховой паузы:
Скучна мне оттепель: вонь, грязь -
весной я болен... (А.С. Пушкин)
После сильной паузы прерванное ритмическое движение как бы начинается
опять, вследствие чего спондей хотя и вызывает ритмический перебой, все
же не ломает стих.
Из русских поэтов, пожалуй, только Г.Р. Державин допускал скопление
спондеев в середине стиха, что, безусловно, создавало ощущение
затрудненного, как бы заторможенного ритма:
Пастушьего вблизи внимаю рога зов,
Вдали тетеревей глухое токованье,
Барашков в воздухе, в кустах свист соловьев.
Рёв крав, гром жблн и кбней ржанье.
(Барашки - бекасы; гром жолн - стук дятлов.)
Все внеметрические (сверхсхемные) ударения стоят, как правило, на
односложных словах в начале стиха или, гораздо реже, после
внутристиховой паузы. |