БУКОЛИКА (от греч. bucolos
— пастух) — особое художественное видение мира, находящее отражение в поэтическом
творчестве. Оформилась в Древней Греции в поэзии Феокрита (III век до н. э.) и
его последователей. Художественной основой Б. послужил фольклор сицилийских
пастухов о полумифическом пастухе Дафнисе, его любви и смерти. Б.
воспроизводила повседневную жизнь небогатых простолюдинов: рыбаков,
земледельцев, пастухов,— естественность их отношений, желаний и чувств,
близость к природе. Уже в первых произведениях Б. наблюдается элемент
условности и стилизации. Социальные противоречия, бурная событиями эпоха по
большей части остаются в стороне, во всяком случае, не становятся содержанием
Б. (см. эк
...
Читать дальше »
|
БУРЛЕСКА, или бурлеск
(франц. burlesque, итал. burlesco, от burla — шутка) — жанр комической
пародийной поэзии, в которой возвышенная тема обычно излагается в нарочито
юмористической форме, или «низкая» тема воплощается с помощью «высокого штиля».
Известный украинский поэт И. П. Котляревский, использовав сюжет поэмы «Энеида»
римского поэта Вергилия, написанной высоким стилем, создал свою знаменитую
одноименную пародийную поэму. Вот ее начало:
Эней был парубок бедовый
...
Читать дальше »
|
БУФФОНАДА (от итал. buffonata,
букв.— шутовство, паясничанье) — художественное произведение, для которого
характерно резкое преувеличение внешних признаков действующего лица, грубый
комизм, являющийся средством раскрытия сущности характера или создавшейся
ситуации. Б. использовалась в античном и средневековом театре и в более позднюю
эпоху.
Б. часто можно встретить в
классической мировой литературе, например в «Виндзорских насмешницах» В.
Шекспира (акт 3, сцена 3). Боясь скандала, который поднимет мистер Форд, если
найдет в своем доме Ф
...
Читать дальше »
|
БЫЛИНА — жанр русского
фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических
событиях Древней Руси (IX—XIII века). Как повествовательному произведению, Б.
присущ особенный песенно-эпический способ отражения реальности. Изображаемый в
Б. мир — это Древняя Русь (Киев, Новгород, Чернигов и другие русские города),
но реальные образы и картины неотделимы от фантастического вымысла (Добрыня
Никитич побивает огненного змея; Соловей-разбойник сидит на семи дубах и
свистом губит все живое; новгородский гусляр Садко за игру получает богатство
от морского царя и пр.). Фантастические образы и ситуации имеют более древний
характер, они почерпнуты из старинных мифов и сказок, но преобразова
...
Читать дальше »
|
ВАРИАНТ (от лат. varians, variantis
— изменяющийся) — в текстологии (см.) так называют разночтение между разными источниками
одного и того же произведения, вызванное дополнительной авторской работой над
ним. Так, в стихотворении
A. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...» в черновой редакции 4-й строфы вместо «Что в мой жестокий
век...» читается: «Что вслед Радищеву...» («...восславил я свободу» и т. д.).
Это первоначальное чтение является черновым вариантом данного места
стихотво
...
Читать дальше »
|
ВЕДУЩИЙ — персонаж в пьесе
или спектакле, комментирующий от имени автора происходящие на сцене события.
Напр., в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского В. вступает в
доверительный разговор со зрителем. В инсценировке (см.) В. выступает от лица
повествователя, связывая различные эпизоды большого и многопланового эпического
произведения в единое драматическое действие (так, широкую известность
приобрела роль В. в инсценировке «Воскресения» Л. Толстого во МХАТе в
исполнении В. И. Качалова).
Сходные функции В.
выполняет в
...
Читать дальше »
|
ВЕНОК СОНЕТОВ — сложная
строфическая форма стихотворного произведения, состоящая из пятнадцати сонетов
(см. Сонет), Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку
предыдущего; заключительный сонет (его называют магистром) повторяет первую строку
каждого сонета, связывая их воедино.
Таким образом В. с.
составляет двести десять строк, из которых четырнадцать употреблены
троекратно. Из крупных поэтов нашего столетия значителен В» с. у И, Бехера
«Мертвецам Германии второй мировой войны», в советской поэзии В. с.
представлен В. Я.
...
Читать дальше »
|
ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ —
художественные образы, которые, будучи однажды созданы, приобретают настолько
очевидную общечеловеческую значимость, что впоследствии вновь и вновь возникают
в творчестве писателей самых разных эпох. Емкость, содержательность В. о.
настолько значительны, что меняющаяся историческая обстановка позволяет
непрерывно развивать заложенный в В. о. их общий смысл и усиливать те или иные
его оттенки. Такой была судьба в истории искусства одного из наиболее известных
В. о. — дошедшего до современности из древнегреческой мифологии образа титана
Прометея, передавшего людям похищенный у богов огонь и за это прикованного к
скале в горах Кавказа.
...
Читать дальше »
|
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИТЕРАТУР. Отдельные
национальные литературы, развиваясь самостоятельно, связаны с другими
литературами. Степень прочности этих связей и их широта могут быть различны.
Один из древних образцов
полноценного и широкого В. л. — обмен традициями между греческой и римской
литературами античности. Заимствованные когда-то художественные ценности были
позднее переданы другим народам Европы. Наследие античности составило
художественную базу литературы Возрождения (см.). В свою очередь идеи, темы и
образы итальянского
...
Читать дальше »
|
ВЛИЯНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ —
один из видов творческой связи между писателями. В, л. могут связывать
писателей друг с другом внутри отдельных национальных литератур, но они могут
быть и составной частью взаимодействия различных литератур в целом (см. Взаимодействие
литератур).
В. л. может проявляться
по-разному. Одни писатели «берут» у других сюжеты и образы. Например, образы
Ромео и Джульетты и основу сюжета своей драмы Шекспир заимствовал у известного
итальянского писателя XVI века Маттео Банделло. В подобных случаях говорят о
литературном за
...
Читать дальше »
|
ВНУТРЕННЯЯ РИФМА. В
большинстве случаев рифмуются окончания стихотворных строк. Но могут
рифмоваться и слова, стоящие в середине стиха — в различных комбинациях.
Той, чей голос — звон свирели,
нить свивая из кудели,
Песнь сложил я, Руставели,
умирая от любви.
...
Читать дальше »
|
ВОДЕВИЛЬ (от франц. vaudeville)
— вид комедии (см.) — легкая развлекательная пьеса бытового содержания,
основанная на занимательной интриге (см.) и сочетающая остроумный диалог (см.)
с музыкой и танцами, веселыми песенками-куплетами. В, занял важное место в
театральном репертуаре Европы XIX века. В. являлся также школой актерского
мастерства, так как требовал от исполнителей живости ведения диалога, быстрого
перевоплощения, изобретательности и сценического изящества.
В России В. развивался с
начала XIX века (А. А. Шаховской), а расцвет
...
Читать дальше »
|
ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭПОХА, или
эпоха Ренессанса,— переломная в истории европейской и мировой культуры эпоха,
отмеченная бурным расцветом изобразительного искусства и литературы XV—XVI веков
(в Италии — с XIV века). Рост городов, формирование в них ремесленного и
торгового сословия, многочисленные путешествия и связанные с ними географические
открытия — все это расширяло кругозор человека и подрывало авторитет
средневековой идеологии, утверждавшейся феодалами и церковью. Церковь
насаждала страх перед богом, учила покорности и смирению, внушала мысль о беспомощности
и ничтожестве человека. Церковники стремились вытравить из памяти народов
великие достижения греческой и римской древности, объявляя ее памятн
...
Читать дальше »
|
ВОЛЬНЫЙ СТИХ —
силлабо-тонический стих, состоящий из строк различной длины. В отличие от свободного
стиха (см.), строки здесь разностопны, но одной метрической формы — чаще всего
это вольный ямб, хотя встречается и вольный хорей, и вольные трехсложные
размеры. Известен в русской поэзии с XVIII века (М. Ломоносов. «Свинья в лисьей
коже»), исторически слился с жанром басни, почему его иногда и именуют
«басенным стихом». Однако В. с. широко употреблялся и в драматургии («Горе от
ума» А. Грибоедова, «Маскарад» М. Лермонтова), в поэмах («Душенька» Богдановича),
в лирической поэзии (П. Вяземский, А. Пушкин, В. Жуковский, М. Лермонтов, Ф.
Тютчев и мн. др.).
|
ВРЕМЯ В ЛИТЕРАТУРЕ. Литература
(как и музыка) принадлежит, согласно разделению искусств, которое предложил немецкий
просветитель и теоретик искусств XVIII века Г. Э. Лессинг, к так называемым
«временным» искусствам (произведения литературы длятся во времени, их
невозможно воспринять сразу, нужно время, чтобы прочесть даже короткий рассказ)
в отличие от «пространственных» искусств — живописи, скульптуры, архитектуры,
произведения которых могут быть восприняты сразу, в целом.
Время, наряду
...
Читать дальше »
|
ВУЛЬГАРИЗМЫ (от лат. vulgaris
— грубый, простой) — грубое, иногда неправильное слово или выражение,
используемое писателем для усиления выражаемой мысли, более эмоциональной
характеристики персонажей. Например:
К любым
чертям с матерями
...
Читать дальше »
|
ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ —
одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью
писателя представить, вообразить то, что могло бы быть в действительности.
Изображая судьбы людей, характерное для них, типическое, писатель не всегда
встречает в самой жизни человека, воплощающего черты времени, или находит
ситуацию, в которой может проявиться характер его героя. На основе своего
знания жизни писатель может представить себе такого человека или вообразить
такие обстоятельства, в которых герой мог бы оказаться. Рисуя в «Повести о
настоящем человеке» реального участника Великой Отечественной войны, мужественного
человека, Б. Полевой должен был, однако, представить себе отде
...
Читать дальше »
|
ГАЛЛИЦИЗМ (от лат. gallicus
— галльский) — слово или оборот, заимствованные в XVIII веке из французского
языка: из общественно-политической лексики («комиссар»), из военной («кавалерия»),
из единой системы мер («метр»), из области торговли, промышленности,
производства («кредит», «фабрика», «драп»), из области искусства («актер»), из
бытовой лексики («этаж», «визит»).
Со временем Г. усваивался
языком и входил в обиход (район, сувенир). Многие писатели (А. П. Сумароков,
Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, И. П. Мятлев) высмеив
...
Читать дальше »
|
ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole
— преувеличение) — средство художественного изображения, основанное на
преувеличении. Г. прошла большой и сложный путь развития — от фольклорных
произведений многих народов до произведений, где созданы развернутые, гиперболические
образы («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Путешествия Гулливера» Д. Свифта,
«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «150 000 000» В.
Маяковского). Часто Г. встречается в пословицах, поговорках и в изречениях
(например, «море по колено», «слезы текут ручьем»). Или:
И че
...
Читать дальше »
|
ГРОТЕСК (от франц. grotesque,
от итал. grotesko) — в литературе и искусстве одна из разновидностей комического
(см.), сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и
возвышенное. Как форма комического Г. отличается от юмора, иронии, сатиры тем,
что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего; как правило,
образы Г. несут в себе трагический смысл.
Термин «Г.» получил
распространение в XV—XVI веках, когда при раскопках древнеримских подземных
помещений (гротов) были обнаружены настенные росписи с причудл
...
Читать дальше »
|
ДАКТИЛЬ (от греч. daktylos
— палец) — трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1, 4,
7,10 и т. д. слоги.
В XVIII веке встречается у
А. Сумарокова, Г. Державина, А. Радищева, Н. Карамзина. Поэты пушкинской поры
предпочитали ему амфибрахий, но позднее А. Майков, Л. Мей, Н. Некрасов, А.
Фет, Н. Щербина восстановили его популярность. Первоначально наиболее
продуктивной была двустопная форма:
...
Читать дальше »
|
ДВУСТИШИЕ — простейшая, и
наименьшая форма сочетания стихотворных строк; в рифмованных стихах Д. — две
строки, связанные смежной рифмой. Д. может представлять собой законченное
самостоятельное произведение (см. Дистих).
Д. могут быть написаны
большие произведения, кроме того, Д. может служить составной частью более
крупной строфы, например блестящее завершающее Д. в октаве и в онегинской
строфе:
...
Читать дальше »
|
ДЕЙСТВИЕ.— 1. Акт (см.) в
драме. 2. Поступки персонажей. 3. Система событий в произведении. В последнем
случае Д. близко по значению к сюжету (см.), но не исчерпывает его, так как
сюжет наряду с системой событий включает в себя и характеры действующих лиц. Иначе
говоря, Д. определяет внешнюю (наиболее конкретную^ «материальную») сторону
сюжета: его организацию через последовательное течение событий: от завязки (см.),
которой чаще всего предшествует экспозиция (см.), через развитие Д. и кульминацию
(см.), к развязке (см.), последнюю может завершать эпилог (см.).
...
Читать дальше »
|
ДЕКАДАНС (от франц. decadence
— упадок) — упадочные явления (т. е. настроения пассивности и безнадежности) в
философии, искусстве и литературе конца XIX — начала XX века в Западной
Европе, затронувшие также и русскую культуру этого времени. Сам термин возник
во Франции в 80-х годах XIX века, тогда же и возникло понятие «конец века». Оно
означало не просто «конец XIX века», а конец надежд, утрату идеалов.
В XIX веке на Западе
долгое время были живы идеалы, провозглашенные Французской революцией,—
свободы, равенства, братства. Они были
...
Читать дальше »
|
ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ —
одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить
изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой
индивидуальности. Д. х. может воспроизводить черты внешности, одежды,
обстановки, переживания или поступка.
Например, Марк Твен в
«Приключениях Тома Сойера» рассказывает, как перед дракой Том «пальцем босой
ноги провел в пыли черту перед мальчиком, одетым в башмаки даже в будничный
день». Эти Д. х. дают возможность наглядно представить картину начинающейся
драки, кроме т
...
Читать дальше »
|
ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА (от
лат. detectio — раскрытие, от англ. detect — открывать, обнаруживать; detective
— сыщик) — вид художественной литературы, в которой усложненный сюжет обычно
построен или на логическом раскрытии загадочного преступления, или на детальном
выяснении таинственных и странных обстоятельств, связанных с судьбами героев.
Конфликт строится на борьбе разума и справедливости с силами зла и насилия.
Родоначальником Д. л. считается американский романтик Э. А. По. Классическими
образцами Д. л. являются произведения У. Коллинза, А. Конан-Дойля, А. Кристи,
Ж. Сименона, Б. Райнова и др. Д. л. создается во многих странах с учетом
традиций и национальных особенностей. В жанровом отношени
...
Читать дальше »
|
ДИАЛОГ (от греч. dialogos —
разговор, беседа) — вид устной речи, разговор двух или более лиц. В
литературном произведении Д.— одна из основных форм речевой характеристики
персонажей, наряду с монологом (см.), несобственно прямой речью. Д. особенно
важен в драме, где он является главным средством изображения действия (см.) и
характеров. В эпических произведениях Д. сочетается с авторской речью.
Д. существует и в качестве
особого литературно-публицистического жанра (у Сократа, Платона в
древнегреческой литературе; у некоторых писателей Во
...
Читать дальше »
|
ДИСТИХ (от греч. di —
дважды и stichos — стих) — стихотворение из двух строк.
Распространен в античной
поэзии. В русской поэзии классический Д. — сочетание двух шестиударных строк,
из которых первая — с женским окончанием, вторая — с мужским:
Слышу умолкнувший звук
божественной эллинской речи.
...
Читать дальше »
|
ДОЛЬНИК — вид русского и
немецкого стихосложения, являющийся своеобразной промежуточной формой между
силлабо-тоническим (главным образом трехсложным) стихом и чисто тоническим.
Строки его, совпадая по числу ударений, сравнительно свободно располагают
безударные слоги. Сочетания ударных и безударных слогов образуют поэтому уже не
«стопы», а «доли», где количество безударных колеблется от одного до
трех-четырех.
Не знаю, что значит такое,
...
Читать дальше »
|
ДРАМА (от греч. drama —
действие).— 1. Род литературы, один из трех, наряду с эпосом (см.) и лирикой (см.).
Основу Д., как на это указывает изначальный смысл слова, составляет действие (см.).
В этом Д. близка к эпосу: в обоих случаях налицо объективное изображение жизни
— через события, поступки, столкновения героев, борьбу, т. е. через явления,
составляющие внешний мир. Но то, о чем в эпосе рассказывается как о совершившемся
событии (или системе событий), в Д. предстает в качестве живого,
развертывающегося в настоящем времени (на глазах зрителя!) действия,
показанного через конфликты (см.) и в форме диалога (см.).
...
Читать дальше »
|
|