СРАВНЕНИЕ — форма поэтической речи, основанная на сопоставлении
одного явления или предмета с другим. С. выражается в прямой форме: «Я помню
чудное мгновенье; Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой
красоты» («К***» А. Пушкина) или в форме отрицания (чаще в народной поэзии):
«Не былинушка во чистом поле, Во чистом поле зашаталася, Молоденькая буйная
головушка Во поле загулялася».
С. бывает простое: «Девушка, черноволосая и нежная, как
ночь» (М. Горький) и сложное: «Умри,мой стих, умри, как рядовой, как безымянные
на штурмах мерли наши» (В. М а я к о в с к и й).
Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
…чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты (Н.В.Гоголь).
Сравнение может представлять собой
- сравнительный оборот (отражались, как в зеркале; как птица, нырнул он между ветвями) присоединяется с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, подобно, что;
- сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным (Замрёшь на берегу лужи, словно скала в небесах тебя держит, а внизу – сине.);
- сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа (ползёт улиткой);
- форму сравнительной степени прилагательных, наречий (Из мрака куст ползёт, мохнатей медвежонка.)
Сравнения могут быть прямыми (И листочки бегут по дорожке, словно жёлтые мышки от кошки…) и отрицательными:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи:
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои…
(Н.А.Некрасов).
Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.
И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. (М.М.Пришвин.)
К сравнению и олицетворению близки метафоры. Метафоры по праву могут претендовать на главенствующую роль среди всех тропов.
В основе любой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими.
Метафора –
скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова,
союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.
В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть (С.А.Есенин).
Особенно ярким средством изобразительности речи являются развёрнутые метафоры. Они возникают в том случае, когда одна метафора влечёт за собой новые, связанные с ней по смыслу.
Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (С.А.Есенин) |