СЦЕНИЧНОСТЬ
— в широком смысле прямая зависимость драмы как литературного рода (в отличие
от эпоса и лирики) от театра — искусства художественного перевоплощения, отражения
жизни в живом драматическом действии. Объединяясь на сцене, драма и театр
создают особое синтетическое искусство, в котором поэтическое слово
воздействует на зрителя в сочетании с пластикой и мимикой актерской игры,
музыкой, танцем, живописными и световыми эффектами. Поэтому драма, будучи
предназначена для театра, должна обладать как одним из главных достоинств С:
живостью, концентрацией действия, актуальностью проблематики, способными
пробудить в зрителе горячее участие к происходящему на сцене.
Таким образом, С.
— это не только зависимость драмы от сцены, но и качество пьесы, проявление
мастерства драматурга, степень овладения им сценическими законами. Не случайно
среди величайших драматургов мы находим в первую очередь тех, кто был
профессионально связан с театром (Шекспир и Мольер, например, были актерами)
или состоял с ним в постоянном творческом содружестве (А. Островский и Малый
театр, А. Чехов и Московский Художественный театр и др.).
Кроме
сценических драм, как основной разновидности, в мировой драматургии есть
произведения, не предназначенные для сцены,— так называемые книжные драмы или
«драмы для чтения» (например, «Манфред» Байрона, «Освобожденный Прометей»
Шелли и др.). |