СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ
СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. sylla-Ьё — слог и tonos — ударение) — система
построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных
слогов. Была предложена В. Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению
российских стихов», 1785) и разработана М. Ломоносовым («Письмо о правилах
российского стихотворства», 1739). Сущность силлабо-тонической системы состоит
в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по
определенной системе и образуют так называемые двусложные и трехсложные
размеры. В двусложных размерах различают хорей и ямб (см.).
Расстановка в строке всех
возможных ударений осуществима лишь в том случае, когда строка состоит из
коротких односложных, двусложных и трехсложных слов:
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна
ночь...
(М. Ломоносов. Вечернее размышление...)
Но уже Ломоносов признал,
что так писать стихи «трудновато», потому что в языке очень много слов длинных
и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка
ударений строго не соблюдается — они не должны попадать на «чужие» места, зато
пропускать их можно — от этого ритмическое звучание не страдает, наоборот, стих
звучит более разнообразно. В этом случае могут возникать два безударных слога
подряд — они образуют группу из безударных слогов, которую называют по аналогии
с античным стихом пиррихием (см.).
Иногда слова стекаются
таким образом, что возникают два подряд ударных слога (спондей):
Мне мил мой стыд, он право
мне даёт... (М. Лермонтов.)
Наконец, возможна и
перестановка ударений. Впрочем, это встречается сравнительно редко.
В трехсложных размерах в
зависимости от местоположения ударного слога различают: дактиль — с ударением
на первом слоге стопы (Cww), амфибрахий — с ударением на среднем между безударными
слоге (иби) и анапест — с ударением на последнем, третьем слоге стопы.
Последовательность таких
групп ударных к безударных слогов (стоп — см.) в строке и создает стихотворный
размер. Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым —
от одной и больше, на практике же протяженность строки бывает в двусложных
размерах (хорей, ямб) от двух до шести стоп, а в трехсложных (дактиль,
амфибрахий, анапест) — от двух до четырех. Многостопные строки имеют тенденцию
распадаться на более короткие самостоятельные строки:
Что за скука, что за горе
наше бедное житье...
(А. Пушкин.)
Эта восьмистопная строка
хорея явно распадается на две четырехстопные.
Силлабо-тонический стих
широко употребляется в современной советской поэзии наряду с тоническим
стихом, занимая по распространенности первое место (А. Твардовский, Я. Смеляков
и мн. др.). |