ТЕНДЕНЦИЯ — в литературном
произведении та общая мысль, идея (см.), которая раскрывается в нем и которую
писатель стремится внушить читателям. Все подлинно значительные в идейном и
художественном отношении произведения тенденциозны, так как их создатели не
ограничиваются воспроизведением картин жизни, характеров людей, событий, но,
как указывал Н. Чернышевский, объясняют их и произносят над ними свой
приговор. Достаточно вспомнить статьи В. Белинского о А. Пушкине, М.
Лермонтове, Н. Гоголе, статьи Н. Добролюбова о И, Тургеневе, А. Островском, И.
Гончарове, Ф. Достоевском, чтобы в этом убедиться. О тенденциозности великих
художников слова (Эсхила, Аристофана, Данте, Сервантеса) писал Ф. Энгельс,
называя также и современных ему русских и норвежских писателей.
Термин «Т.» употребляется и
в другом значении. Под ним подразумевается навязывание реакционными писателями
ложных, предвзятых мыслей, ждущих вразрез с ходом истории, с интересами
народных масс. Примерами могут послужить имевшие место в русской литературе
прошлого века так называемые антинигилистические романы В. Клюшникова («Марево»,
«Большие корабли», «Цыгане») или Б. Маркевича («Марина из Алого рога»,
«Перелом», «Бездна»).
Бывает, однако, что ложная
Т. возникает вследствие трагического заблуждения и у великих писателей. Свидетельство
этому — второй том «Мертвых душ» Гоголя. |