СТРОФА (от греч. strophe — поворот) — сочетание стихов,
образующее единство. Как правило, объединенные рифмой стихи в С. и
представляют ритмическое и синтаксическое целое. С. отделена от смежных
сочетаний стихов большой паузой, завершением рифменного ряда и иными
признаками. Термин «С.» возник в древнегреческой трагедии и означал часть
текста, певшегося хором в его торжественном шествии между двумя поворотами —
от этого название С.
В разных системах стихосложения неодинаковы основы,
образующие С, различны и их типы. Наименьшая С.— двустишие. Крупные С.
членятся внутри или вовсе не воспринимаются на слух. В русской поэзии XIX—XX веков
преобладает С. из четырех стихов (катрен), гораздо реже из пяти или шести стихов.
В рифмованном стихе схема рифм образует один из важнейших
каркасов С. Каждая из восьми С. стихотворения А. Пушкина «Брожу ль я вдоль улиц
шумных...» имеет свои две пары рифмующихся строк, но все они строго повторяют
одну и ту же норму чередования жмжм (женская рифма — в нечетных строках,
мужская — в четных). Все С. стихотворного романа «Евгений Онегин», по
четырнадцати стихов в каждой, соблюдают одну и ту же схему рифм. В С. из
четырех стихов при двух рифмах возможны три схемы размещения рифм: абаб (перекрестная),
абба (опоясанная), аабб (смежная).
Некоторые формы С. получили особые названия: терцины,
октава, онегинская С. и мн. др.
СТРОФИКА. 1. Раздел науки о стихе, изучающий закономерности
соединения стихов в строфы, виды строф и их историю (см. Строфа).
2. Совокупность видов строф у одного поэта или в поэзии
определенного периода или даже всей поэзии на данном языке (С. французской
поэзии). |