ТЕРЦЕТ (от лат. tres
— три) ~—
строфа» состоящая из трех стихов на одну рифму:
На морских
берегах я сижу,
Не в
пространное море гляжу,
...
Читать дальше »
|
ТЕРЦИНА — стихотворное
произведение, состоящее из трехстиший с обязательной схемой рифм — ава все
сдс...
Все трехстишия связаны цепью
переходящих рифм. Со средней строкой последнего трехстишия рифмуется
дополнительная заключительная строка. Таким образом, каждая рифма — тройная,
кроме первой и последней строфы.
Возникли терц
...
Читать дальше »
|
ТЕТРАЛОГИЯ (от греч. tetra
— четыре и logos
— слово, повествование)
— эпическое или драматическое произведение, состоящее из четырех
самостоятельных частей, объединенных в одно целое общим идейно-художественным
замыслом. Характерный пример драматических Т.— четырехчастные циклы драм у
афинских трагиков V
...
Читать дальше »
|
ТИП, или типичный характер, в реалистических
литературных произведениях — художественный образ человека, определенной
личности, выступающей в ее индивидуальном своеобразии и живом многообразии
присущих ей черт и свойств, существеннейшие из которых симптоматичны для людей
того или иного времени, общественного класса, народа. Познавательно-воспитательное
значение изображаемых в творениях литературы Т. чрезвычайно велико: знакомясь с
ними, читатели постигают закономерности общественной жизни и определяемые ими
особенности характеров, норм поведения, взглядов, стремлений и деяний людей.
...
Читать дальше »
|
ТИПИЧЕСКОЕ — характерное,
художественно обобщенное, показательное для той или иной социальной среды,
народа, для тех или иных исторических условий, общественных ситуаций. Читая,
например, комедии Мольера и романы Бальзака, мы знакомимся с жизнью и нравами,
типичными для французской аристократии и буржуазии на разных этапах их
развития. Великие творения Л. Толстого вводят нас в жизнь как светского
общества России прошлого века, так и в жизнь многомиллионного русского
крестьянства. Шолохов открывает в «Тихом Доне» перед читателями характеры,
деяния, устремления различных слоев казачества в период гражданской войны.
...
Читать дальше »
|
ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ —
стихосложение, в котором ритмичность создается упорядоченностью расположения
ударных слогов среди безударных. Внутри Т. с. различаются чисто тоническое
стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе
(акцентный стих), и силлабо-тоническое, в котором учитывается также и
расположение ударений в стихе (размеры русской классической поэзии);
промежуточное положение занимают такие виды стиха, как дольник. В русской
терминологии XVIII века
(Тредиаковский, Ломоносов) под Т. с. имеется в виду в
...
Читать дальше »
|
ТРАГЕДИЯ (букв, «песнь
козлов», от греч. tragos —
козел и ode —
песнь) — один из основных видов драмы, противоположный <
...
Читать дальше »
|
ТРАГИЧЕСКОЕ — все то, что
отмечено крайне острыми столкновениями (коллизиями) человека с миром,, которые
сопровождаются острейшими переживаниями, величайшими страданиями и кончаются
гибелью личности и крушением отстаиваемых ею идеалов, содержащих важные для
человечества духовные ценности.
В литературе важнейшей
специфической формой Т. является трагедия. Однако Т. способны отражать
и другие жанры, принадлежащие как к эпическому, так и к лирическому роду. В
этом смысле особенно велика роль
...
Читать дальше »
|
ТРАДИЦИЯ — передача
художественного опыта из поколения в поколение, его творческое преломление в
истории литературы. Т. активно влияют на исторические судьбы наций, так как
они цементируют единение людей вокруг культурного наследия и воплощенных в этом
наследии идеалов.
Ряд Т. в мировой литературе,
нередко интернациональных, исходит из достижений отдельных писателей и получает
их имя, Таковы байроковская традиция в европейской поэзии
...
Читать дальше »
|
ТРИЛОГИЯ (от греч. trilogia,
tri —
три и logos —
слово, повествование) — литературное произведение, чаще всего эпическое или
драматическое, состоящее из трех самостоятельных произведений, объединенных в
одно целое общим идейным замыслом, сюжетом, главными героями. Древнейшие образцы
драматических Т. встречают
...
Читать дальше »
|
ТРИОЛЕТ (от итал. trio
— трое) —
стихотворение из восьми строк, построенное по строгим нормам: схема рифм абааабаб,
тройной повтор строк — четвертая строка полностью повторяет первую, седьмая
и восьмая повторяют первую и вторую. Т. возник в средневековой итальянской и
французской поэзии, позже широко распространился; в русскую поэзию вошел с Н.
М. Карамзина (XVIII
...
Читать дальше »
|
ТРОП (от греч. tropos
— оборот) —
употребление слова в переносном (а не в прямом, основном) его значении. Наряду
с основным слово подразумевает ряд вторичных смысловых оттенков, которые
выступают при сочетании его с другими словами (хвост собаки, хвост очереди,
хвост кометы). Вторичное з
...
Читать дальше »
|
УСЛОВНОСТЬ — существенная черта
литературы (как, и искусства вообще), состоящая в том, что создаваемые
писателем образы воспринимаются читателями не как тождественные
действительности (при всей конкретности изображения). Правда, известны случаи,
когда зрители, приняв происходящее на сцене за действительность, вмешивались в
ход действия, а читатели запрашивали у писателей адреса их героев. Ко грамотный
читатель понимает, что даже в очерке есть У. в отборе фактов, их композиции и
т. п. Хотя мы видим на сцене гибель героя и потрясены ею, мы в то же время
...
Читать дальше »
|
УТОПИЯ — вымышленная картина
идеального жизненного устройства. Термин связан с названием произведения английского
писателя Томаса Мора (1478—1535), автора «Золотой книжечки о наилучшем
устройстве государства или о новом острове Утопия» (слово «Утопия» означало
«несуществующее место»). Т. Мор, критикуя эксплуататорское общество, рисовал
мир, где все трудятся и все счастливы. Утопией является «Город Солнца» великого
итальянского гуманиста Т. Кампанеллы (1588—1689). Социалистическая утопия
представлена в романе английского писателя-социалиста В. Морриса «В
...
Читать дальше »
|
ФАБУЛА (от лат. fabula
— сказание,
рассказ, предание) — многозначный литературоведческий термин. Иногда употребляется
в том лее смысле, что сюжет. Иногда под сюжетом понимают хронологическую
последовательность изображаемых событий, а под Ф.— тот поря/док, в котором о
них повествуется (с э
...
Читать дальше »
|
ФАНТАСТИКА — несуществующее в
действительности, созданное фантазией, воображением. Несмотря на свою неправдоподобность,
Ф. опирается на впечатления действительности, которые либо необычно
комбинируются (крылья птицы с туловищем змеи — драконища), либо
увеличиваются: «воображение разнообразит и экстенсивно увеличивает предмет»
(Ы. Г. Чернышевский). При этом может
появиться изображение прекрасного, зовущего к будущему, как в народных
сказках, в утопиях итальянского ученого и писателя
...
Читать дальше »
|
ФЕЛЬЕТОН (от франц. feuille
— лист, листок)
— жанр художественной публицистики (см.), бытующий главным образом в
газетах и журналах. Рождение Ф. относится к началу XIX
...
Читать дальше »
|
ФИГУРА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ (от лат. figura
— очертание,
изображение) — необычный оборот речи, с помощью которого достигается ее особая,
необходимая автору выразительность; Ф. с. способствует индивидуализации
высказывания. Иногда ее называют также синтаксической фигурой.
...
Читать дальше »
|
ФОЛЬКЛОР — виды и роды когда-либо
существовавшего и продолжающего существовать в народном быту устного непрофессионального
эпоса, лирики и драмы (от англ. folklore —народная мудрость, народное
знание). Ф. непосредственно включен в быт и практическую жизнь: к примеру, под
пение колыбельных песен укачивают ребенка, под ритм так
...
Читать дальше »
|
ФОРМАЛИЗМ (от лат. forma
— внешний вид).
1. Ф. в литературе и искусстве — предпочтение, оказываемое форме. Каждый
художник тратит много творческих сил, чтобы найти совершенную форму, точно
передающую м
...
Читать дальше »
|
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРЫ.
Один из аспектов литературоведческого исследования, когда рассматриваются
разные этапы в восприятии и осмыслении художественного произведения («Время и
судьба произведений» — так называется один из научных трудов, посвященный этой
проблеме). Идея Ф. и. л. намечена еще в размышлениях В. Г. Белинского о том,
что великое произведение искусства каждому новому поколению раскрывается новыми
гранями. В советском литературоведении в разработке проблем, связанных с Ф. и.
л, большие заслуги принадлежат акад. М. Б. Храпченко. В
...
Читать дальше »
|
ФУТУРИЗМ (от лат. futurum
— будущее).
1.
Реакционное литературное течение (направление), возникшее в 1909 году в Италии
(во главе с Маринетти), выступившее с проповедью формалистических новшеств в
поэзии
...
Читать дальше »
|
ХАРАКТЕР ЛИТЕРАТУРНЫЙ (от греч. charakter
— черта,
особенность) — художественный образ, в котором раскрыто неповторимо
индивидуальное отношение человека к миру.
...
Читать дальше »
|
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВАЯ — это часть характеристики
персонажа или литературного героя, она преследует цель охарактеризовать его
речь (манеру говорить, излюбленные интонации и словечки, обороты речи,
словарный запас). X.
р. складывается из самой речи героя и из описания ее особенностей
писателем-автором.
...
Читать дальше »
|
ХИАЗМ (от греч. chiasmos
—
крестообразный) — стилистическая фигура, своеобразное построение предложения,
когда в первой его половине слова расположены в одной последовательности, а во
второй — в обратной (инверсия). «Рассудку вопреки, наперекор стихиям»
(А. С. Грибоедов. «Горе от ума»).
...
Читать дальше »
|
ХОЖДЕНИЕ, или х о ж е н и е,— жанр путешествия в древнерусской
литературе, в котором рассказывалось о поездке к святыням христианства. Самое
раннее X,—
игумена Даниила, посетившего Палестину (между 1106 и 1108 годами). В дальнейшем
X
...
Читать дальше »
|
ХОККУ
(хайку) — в
японской поэзии особая форма трехстрочной лирической миниатюры без рифм; как
бы отделившаяся, самостоятельная первая часть танка (см.).
С ветки на ветку
Тихо сбегают капли...
Дождик весенний.
...
Читать дальше »
|
ХОЛОСТОЙ СТИХ — незарифмованная строка
среди рифмованных, используется в особой форме построения строфы, где могут
рифмоваться только четные или только нечетные строки; незарифмованной может
оставаться и одна строка.
Сидел рыбак веселый
На берегу реки,
...
Читать дальше »
|
ХОРЕЙ, или трохей (от греч. choros — хор),— двусложный размер,
где ударения приходятся на нечетные — 1-й, 3-й, 7-й и т. д. слоги, хотя- очень
часто встречаются пропуски ударений на положенном месте — пиррихии (см.).
...
Читать дальше »
|
|