СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — художественный метод
литературы и искусства и, шире, эстетическая система, сложившаяся на рубеже XX
века и утвердившаяся в эпоху социалистического переустройства мира.
Определение С. р. было дано на Первом съезде советских
писателей (в 1934 году). Впервые понятие С. р. появилось на страницах
«Литературной газеты» (2 мая 1932 года). В Уставе Союза советских писателей С.
Р. был определен как основной метод художественной литературы и критики, требующий
от художника «правдивого, исторически конкретного изображения действительности
в ее революционном развитии.
Широкую характеристику художественного богатства С. р.
дал М. Горький в докладе на Первом съезде советских писателей, показав, что С.
р. «утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное
развитие ценнейших индивидуальных способностей человека...».
Если возникновение термина относится к 30-м годам, а
первые крупные произведения С. р.) появились в начале XX века, то отдельные
черты метода и некоторые эстетические принципы были уже намечены в XIX веке,
с момента возникновения марксизма.
Исключительное многообразие выявилось в поэзии С. р. Уже
в лирике наших народов ощутимо многообразие разных эстетических принципов.
Условно говоря! существует поэзия, продолжающая традицию народной песни,
классической, реалистической лирики XIX века (А. Твардовский, М. Исаковский).
Другой стиль обозначил В. Маяковский, начавший с ломки классического стиха;
многообразие национальных традиций в последние годы обнаружилось в творчестве
Р. Гамзатова, Э. Межелайтиса, К. Кулиева и др.
В речи 20 ноября 1965 года (по случаю получения Нобелевской
премии) М. Шолохов так сформулировал основное содержание понятия Ср.: «Я
говорю о реализме, несущем в себе пафос обновления жизни, переделки ее на благо
человеку. Я говорю, разумеется, о таком реализме, который мы называем сейчас
социалистическим. Его своеобразие в том, что он выражает мировоззрение, не
приемлющее ни созерцательности, ни ухода от действительности, зовущее к борьбе
за прогресс человечества, дающее возможность постигнуть цели, близкие миллионам
людей, осветить им путь борьбы. Отсюда следует вывод о том, каким мыслится мне,
как советскому писателю, место художника в современном мире».
Литература С. р. завоевывает все большее признание во
всем мире. В странах Запада она уверенно противостоит смятению и растерянности,
характерном для творчества многих писателей.
Освобождая это понятие от догматических наслоений, подчеркивая
широту, «открытость» метода, советское литературоведение вместе с тем
настойчиво утверждает ленинские идеи партийности. Пафос нашей литературы — в
обновлении жизни, в утверждении великих идей социализма, в борьбе против
бездуховности, против чуждой нам собственнической идеологии. |