СИМВОЛИЗМ — литературное направление (течение) конца XIX —
начала XX века. С. сложился во Франции уже в 70—80-е годы XIX века.,
Символ для символистов — это не общепонятный знак. От
реалистического образа он отличается тем, что
передает не объективную суть явления, а собственное индивидуальное
представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределенное.
Поэзия, согласно теории С, должна подходить к действительности,
через тонкие намеки и полутона: «Никаких цветов: ничего, кроме нюансов» (П.
Вер лен). Красота и истина постигаются не рассудком, а интуицией.
Многие символисты выражали идеи декаданса (см.), отражая
пессимистические настроения, создавая символы смерти, увядания. Но к символам
прибегали и поэты, занимавшие прогрессивные позиции, например бельгийский поэт
Эмиль Верхарн, обличавший капиталистический город (символично само название его
поэтического сборника «Города-спруты»), немецкий драматург Г. Гауптман, автор
драмы «Потонувший колокол», бельгийский драматург М. Метерлинк, создатель драмы
«Синяя птица» (в других пьесах он отдал дань упадочным настроениям конца XIX века).
В России С. сформировался в 1890—1900-е годы (Д. Мережковский,
3. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб); позже в русле С. выступили А.
Белый, А. Блок, С. Городецкий, Вяч. Иванов. В эти десятилетия С. определял лицо
многих журналов («Весы», «Золотое руно», «Аполлон»). Серьезные исторические
испытания (русско-японская война, революция 1905— 1907 годов) ускорили
размежевание среди русских символистов. Лучшие поэты — А. Блок, В. Брюсов, А.
Белый — постепенно отходили от С.
В. Брюсов и А. Белый проявили себя в последние годы
творчества как художники гражданственного склада, включились в культурную
жизнь советского общества с приближением к поэзии классического типа. Поэма
«Двенадцать» А. Блока (1918), стоящая у истоков советской поэзии, соединяет
черты как реалистической, так и символистской поэтики. |