СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА — неразрывно связанные друг с другом
понятия, говорящие о том, что сказано в художественном произведении (С.)
и к а к
это сказано (Ф.).
С. немыслимо без Ф., не может быть без нее выражено, и Ф.
немыслима без С, так как не сможет без него что-либо выразить. С— это
выражаемое, Ф.— это выражающее, они неотъемлемы друг от друга, не могут
существовать одно без другого. Даже самое простое чувство или мысль необходимо
должны быть выражены (прежде всего в слове).
Восклицание («ай», «ох» и т. п.) уже свидетельствует о
каком-то переживании — чувстве, которое доходит до нас через слово (в данном
случае — междометие), по которому мы уже в состоянии судить о С. этого чувства:
боли, радости, удивлении и т. п.
В древнегреческой мифологии правосудие изображалось в
виде женщины (богини Фемиды) с завязанными глазами, с мечом в одной руке и
весами в другой. Это означало, что правосудие беспристрастно, не взирает на
лица, строго карает виновных, но точно взвешивает все их поступки, не
ошибается.
Повязка, меч, весы — это в данном случае Ф., выражающая
существенные черты С, конкретно раскрывающая сущность правосудий.
Чем сложнее С, тем богаче, разностороннее должна быть Ф.,
его выражающая. И наоборот, по Ф. мы судим о многообразии С, в данном случае о
беспристрастности, строгости и точности Фемиды.
В искусстве, которое стремится к тому, чтобы дать представление
о жизни во всей ее конкретности и многообразии, соотношение С. и Ф. приобретает
особенное значение.
Достоевский передает слова В. Белинского (сказанные при
их первой встрече), характеризующие эту важность Ф. в искусстве: «Вы,
художники, одной чертою, разом, в образе выставляете самую суть, чтобы ощупать
было рукою, чтобы самому нерассуждающему читателю стало вдруг все, все понятно!
Вот тайна художественности, вот правда в искусстве» (Ф. Достоевский, Письма).
Идейно-тематическая сущность произведения искусства
становится для нас прежде всего (скажем, в романе) ощутимой благодаря
взаимоотношению действующих лиц. Эти взаимоотношения обнаруживаются в
событиях, т. е. в сюжете. В зависимости от характера событий речь действующих
лиц приобретает индивидуальную окраску (в связи, конечно, с их собственными
свойствами).
Таким образом, С. выражается через все стороны произведения
(характеры, сюжет, язык), оно как бы переходит в Ф. И наоборот, воспринимая
речь персонажей, наблюдая их поступки, мы начинаем глубже представлять себе и
тему и идею произведения, здесь Ф. как бы переходит в С.
Анализируя произведение, мы должны стремиться к такому
его пониманию, которое покажет нам С. и Ф. в их взаимоотношении, в их
взаимопереходах (в нашем примере: постараться уловить сущность правосудия
через конкретные приметы воплощающего его облика Фемиды и — одновременно — понять
эти приметы как существенные признаки правосудия).
Понятно, что взаимоотношение С. и Ф. присуще всем областям
идеологии, но в искусстве оно выступает по-своему — в образе, говоря словами В.
Белинского, выставляющем самую суть художественного произведения.
Поучительны слова А. Чехова, говорящего, с каким трудом
достигает писатель такой полноты и внутреннего единства С. и Ф.: «Надо рассказ
писать 5—6 дней и думать о нем все время, пока пишешь... Надо, чтобы каждая
фраза пролежала в мозгу дня два и обмаслилась... рукописи всех настоящих
мастеров испачканы, перечеркнуты вдоль и поперек, потерты и покрыты латками, в
свою очередь перечеркнутыми...»
Здесь ясно показано, в какой мере труден этот поиск писателем
выражающего (т. е. Ф.) для полноты раскрытия выражаемого (т. е. С.) и в какой
мере выражаемое раскрывается лишь через богатство и многосторонность
выражающего, обретающего благодаря ему определенность и конкретность». |